26 ноября впервые в Минске пройдут гастроли московского государственного театра «Русский балет». На сцене Дворца Республики в один день зрителям будут представлены два шедевра мировой классики — балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Великолепная музыка Петра Ильича Чайковского прозвучит в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, за дирижерским пультом маэстро Аркадий Берин.
В репертуаре театра «Русский балет» эти спектакли занимают важное место и не оставляют равнодушным ни одного зрителя. О самых известных в мире балетных постановках, где не только музыка Чайковского, но и хореография уже на протяжении долгого времени считается общепризнанным шедевром и одним из ярчайших достижений русской культуры, мы поговорили с художественным руководителем театра «Русский балет», народным артистом СССР балетмейстером Вячеславом Гордеевым.
Вячеслав Гордеев — художественный руководитель театра «Русский балет», народный артист СССР, балетмейстер
— «Лебединое озеро» знают все без исключения, даже если не могут назвать имя композитора. Как вы думаете, это полностью заслуга музыки?
— Какое место занимает музыка Чайковского в вашей жизни?
— С музыкой Петра Ильича Чайковского я связан с самого детства, постоянно и навсегда. Он писал почти во всех жанрах и в каждом из этих жанров сказал свое новое слово гениального художника, он возвел партитуру балета до уровня симфонической – богатой и красочной. Считается, что он совершил революцию в балетной музыке.
— Наверняка вы танцевали под музыку Чайковского.
— Первой моей ролю в Большом театре в качестве артиста был Арлекин в «Щелкунчике». Это балет Юрия Григоровича, где чуть позже я станцевал главную партию — роль Щелкунчика-принца, которая стала одной из самых часто исполняемых и дорогих. Трудно что-то явно выделить, с не меньшим энтузиазмом и самоотдачей я танцевал и Зигфрида в «Лебедином озере», и другого принца — Дезире — в «Спящей красавице».
— Часто ли вы ставили спектакли на музыку Чайковского в «Русском балете» в качестве постановщика?
— Конечно. Чайковский для нас – это, прежде всего, непревзойденный автор балетных партитур. Чайковский внес в балет могучую реалистическую выразительность. Мне довелось поставить в нашем театре все три его балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Но у меня был и другой бесценный опыт обращения к музыке Чайковского. Я имею в виду его трагическую Шестую симфонию, которую выбрал для постановки балета «Признание». Этим спектаклем я решил выразить свою глубокую благодарность всем нашим предшественникам, которые вознесли искусство классического балета на недосягаемую высоту.
— Чайковский сложный в исполнении? Тяжело ли совместить его музыку и танец, в чем ее отличие от других?
— Музыка Чайковского — это исповедь души человека, тонко чувствовавшего и иногда болезненно переживавшего какие-то жизненные обстоятельства. Безусловно, она несет отпечаток этих душевных страданий, переживаний, сомнений. Она полна отчаяния и надежды. В его балетах музыка впервые заговорила языком больших чувств и страстей. И этим, с одной стороны, он дает пищу для балетмейстерского творчества, а, с другой — ставит весьма непростые задачи и для хореографа, и для исполнителя. Его музыка очень мелодична, красива, что очень важно для балета, она сразу проникает в душу зрителя и артиста и легко передается его телом.
— Музыка «Лебединого озера», безусловно, гениальна. В балете звучит и городской романс, и «дышат» поэтичные романтические страницы. Но успех балета не только в красивой и эмоционально содержательной музыке. Факт истории: первая постановка балета Рейзингером хоть и не провалилась, как считали многие, но все же триумфом балетного театра не стала. И только после того, как свои хореографические шедевры сочинили Лев Иванов, поставивший белые лебединые картины, и Мариус Петипа, создавший образ черного лебедя Одиллии, «Лебединое озеро» стало тем излюбленным произведением, несущим невероятную задушевность и искренность. Каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства.