Расскажите о вашей театральной труппе.
Вячеслав Сащеко («Студиозы»): Труппа театра «Студиозы» — это студенты четвертого курса Белорусского государственного университета культуры и искусств. Я являюсь их художественным руководителем. Ребята здесь очень талантливые и, что немаловажно, дружные.
Андрей Горбатый («Театральная студия 29»): Наш театр был создан пять лет назад на факультете Высшей школы телевидения МГУ. В первоначальном виде он просуществовал четыре года, а после мы стали общеуниверситетским коллективом, поэтому возможность присоединиться к нам имеют студенты любых факультетов. В труппу входят талантливые и амбициозные ребята, которые любят театр и по-настоящему готовы работать.
Герда Сургаутайте (Театр Creators of Free Air): Труппа нашего театра была сформирована из студентов актерского курса университета Клайпеды, где я преподаю. Здесь на конкурсе мне предоставилась возможность показать свой собственный проект «Э.К.О».
Какая аудитория у вашего театра?
В.С.: В большинстве своем это молодые люди, которым интересен театр.
А.Г.: В первую очередь это студенты МГУ. Чаще всего играем для них. Иногда выходим и на другие московские площадки, но туда также приходят наши студенты.
Г.С.: Это не только учащиеся университетов. Наши спектакли смотрят люди разных возрастов — как женщины, так и мужчины.
С какими проблемами приходилось сталкиваться вашему театру?
В.С.: Главная проблема — это самоорганизация, мобилизация собственных творческих сил. Именно от этого в первую очередь зависит, получим ли мы по-настоящему яркий сценический результат.
А.Г.: Проблемы, думаю, такие же, как и в других любительских коллективах. Отсутствие средств, хорошо оборудованных помещений…
Г.С.: Во время создания этой постановки мне было очень сложно работать без режиссера. Но моя команда, которая приехала сюда вместе со мной, очень здорово помогает мне в решении многих организационных вопросов и поддерживает морально.
Какие положительные тенденции вы можете выделить в современном театре?
В.С.: Я отметил бы то, что в современном театре очень много экспериментов. Да, порой они, откровенно говоря, просто ужасны, безобразны, но также можно встретить и совершенно прекрасные вещи.
А.Г.: Я считаю, что театр никогда не исчезнет. Да, меняется его репертуар, стиль, но все это не более чем веяния моды, а она постоянно меняется и к тому же циклична. Как говорится, все новое — это хорошо забытое старое.
Г.С.: Мне нравится, что в современном театре очень много жанров. Это предоставляет огромное пространство для самовыражения. И среди этого разнообразия ты всегда имеешь возможность выбрать ту форму, с помощью которой максимально ясно сможешь донести до зрителя свою мысль.
А негативные тенденции?
В.С.: Главной негативной тенденцией является потеря связи с традициями, потому что нельзя экспериментировать, забывая об опыте предыдущих поколений. На самом деле любой подлинный эксперимент предполагает наличие в своем фундаменте определенной театральной школы, которая включает в себя знание глубоких традиций. И чем они глубже, тем ярче получаются эксперименты и тем более новаторским становится театр.
А.Г.: Многие сегодня забывают, какой огромный труд лежит в основе даже самых, казалось бы, простых постановок. Но спектакль не делается за 15 минут. За это время можно снять какой-нибудь второсортный видеоролик и выложить его на YouTube. Но таких роликов там тысячи, миллионы, и большая часть из них абсолютно бессмысленна. В театре все сложно. Постановка спектакля — это долгий процесс, кропотливая работа, поэтому хотелось бы, чтобы люди более уважительно относились к нашему труду.
Г.С.: К сожалению, многие мои коллеги начали забывать о том, что театр должен не только развлекать, но и предоставлять почву для размышлений.
В каких еще фестивалях вы принимаете участие?
В.С.: Совсем недавно мы участвовали в фестивале «Театр начинается», который проходит в Санкт-Петербурге. Ездили мы туда с нашим «Вием», которого представляем и здесь. Надеемся на то, что нам и дальше будут предоставляться возможности заявить о себе и оценить мастерство других коллективов.
А.Г.: Мы посетили уже довольно много фестивалей. Среди них — санкт-петербургский «Театр начинается», Шекспировский фестиваль самодеятельных коллективов в Лионе, Международный фестиваль университетских театров в Штутгарте… Сейчас вот приехали к вам.
Г.С.: Минск стал первой площадкой, где я показала свой спектакль. А если говорить о предыдущих работах, то мы участвовали в фестивале Days of Youth Theatre, который проходит в Боснии и Герцеговине, а также во многих фестивалях Литвы.
«Тэатральны куфар» для вас – это…
В.С.: Благодарные зрители.
А.Г.: Интересные спектакли.
Г.С.: Возможность для зрителей вынести для себя что-то полезное.