Меню

Новости

Вдохновение и возможности

Наш автор Владимир Галак, арт-директор Минского форума уличных театров, участвовал в программе FOCUS Cirque во Франции. Там он познакомился со специалистами из Центра им. Вс. Мейерхольда, Центра Славы Полунина и словенской организации ZavodBufeto. Несмотря на искушения вином и зрелищами, Владимир продолжал поиски новых возможностей специально для белорусских культурных активистов. Про свои организации, сотрудничество, современный театр и новый цирк рассказывают представители театральных организаций наших ближайших географических соседей.
Йоханна Нуковская, менеджер «Нового театра» (Варшава)
Йоханна Нуковска, менеджер «Нового театра» (Варшава)

Организация. Я работаю в театре с момента его основания в 2008 году. Горжусь, что стояла у истоков одного из самых влиятельных и значимых театров нашего времени не только в Польше, но и в Европе.

Сейчас мы переживаем переломный момент. От городских властей поступило предложение создать большой культурный центр, сочетающий различные виды художественной деятельности. Работа закипела – и с января 2014 года при поддержке Министерства культуры Польши запущен амбициозный проект по постройке нового здания. Оно будет многофункциональным. Наконец появится собственная сцена, на которой мы будем показывать не только свои спектакли, но и лучшие постановки со всего мира. Репетиционный зал/малую сцену отдадим под танцевальные перформансы. Фойе планируем использовать для выставок, пространство в 9 000 м2 – для проведения site-specific проектов. Официальное открытие культурного центра назначено на октябрь 2015 года.

Спектакль (A)pollonia, «Новый театр», реж. Кшиштоф Варликовский

Современный театр. Я не знаю, как определить современный театр, ведь у него сегодня столько разных форм… Для меня он в первую очередь должен быть интересным и трогательным. Очень важна визуальная часть: сценография, свет, костюмы. Я люблю открывать что-то новое. Кроме того, восхищаюсь режиссерами, которые не боятся нарушать некоторые границы, чтобы рассказывать о проблемах и табу.

Сотрудничество.  Мы всегда стараемся быть максимально открытыми. Сейчас работаем, в основном, с Францией и Германией: они больше всего поддерживают спектакли Кшиштофа Варликовского. Раньше театр делал ряд междисциплинарных проектов с Украиной и Литвой. Я очень надеюсь, что с открытием культурного центра мы сможем поработать и с Беларусью. Так что не теряйте момент, я открыта для предложений.

katia
Екатерина Якимова, директор фестиваля «TERRITORIЯ» (Москва)

Организация. Нашему фестивалю уже девять лет. Его инициаторами и организаторами стали народный артист России и художественный руководитель Театра Наций актер Евгений Миронов, народная артистка России актриса Чулпан Хаматова, художественный руководитель Гоголь-центра режиссер Кирилл Серебренников, театральный критик Роман Должанский, педагог Школы-студии МХАТ режиссер Андрей Ураев и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета дирижер Теодор Курентзис.

franc_territ_880_500
По своей сути «TERRITORIЯ» – многожанровый фестиваль, затрагивающий все виды современного сценического искусства. Мы показываем необычные экспериментальные спектакли. Кроме того, фестиваль стал еще и школой. Это значит, что мы проводим образовательную программу для русскоговорящих студентов более чем из 65 городов из России, стран СНГ, дальнего и ближнего зарубежья. Мы стараемся развивать публику, вытаскивать ее из контекста классических форм. По моим наблюдениям, наши «школьники» адаптируются уже где-то к середине первой недели фестиваля и даже начинают вступать в диалог. Фестиваль дает им очень сильный толчок для дальнейшего развития, они начинают по-новому смотреть на театр и искусство в целом и возвращаются в свои города уже с другими мыслями. Границы их познания расширяются. Скажем, после встречи с режиссером Томасом Остермайером они уже знают, что есть что-то вне того, чему их учили раньше. Ежегодно у нас большой поток желающих принять участие в образовательной программе фестиваля. В нынешнем году был конкурс шесть человек на место.

Современный театр. С нашей точки зрения, современный театр – это очень многогранное явление. Он не имеет рамок, это синтез не только жанров, но и ресурсов и людей. «TERRITORIЯ» привозит в Москву то, что страшатся показать другие фестивали. Мы не боимся быть непонятыми. Просто взгляните на нашу афишу.

Сотрудничество. Конечно, белорусы тоже могут принять участие в нашем фестивале. Самый лучший способ для этого – прислать нам на электронную почту промо-пакет спектакля вместе со ссылками на видео и описанием коллектива. Точно так же приглашаем к участию в нашей школе белорусских студентов и молодых профессиональных деятелей культуры и искусств. К участникам-студентам у нас два требования: они должны говорить по-русски и учиться театральной специальности на третьем курсе вуза или старше. Кроме того, мы приглашаем и других молодых людей, занимающейся культурной деятельностью, например дирижеров, сотрудников Центров современных искусств, продюсеров и т.д. Все они могут с 1 июня по 1 сентября подать заявку. Мы предлагаем посещение программы фестиваля, участие в публичных дискуссиях после спектаклей вместе с создателями и артистами, а также лекции, мастер-классы, встречи с кураторами выставок современного искусства, режиссерами, хореографами – одним словом, теми, кто делает современное искусство.

К нам уже приезжали несколько человек из Минска в 2012-м, в этом году участвует парень из Гомеля. Но в целом Беларусь особо не проявляет инициативы. Нам интересно поработать не только со студентами, но и с педагогами. Ведь они потом, вернувшись домой, транслируют идеи, полученные на фестивале, своим учащимся.

any
Ану Тахема, глава Центра развития современного цирка в Эстонии, создатель и продюсер цирковой студии Folie (Таллин)

Организация. Цирковая студия Folie основана мною в 2000 году в Таллине. В 2013-м у нас уже были две рабочие площадки с 90 студентами и семью преподавателями. Я задумывала Folie как цирковую школу, но к нынешнему дню она стала лицом эстонского нового цирка, чем я безмерно горжусь.

Наша студия единственная в стране официально имеет право обучать цирковому искусству. Кроме преподавания мы занимаемся организацией мастер-классов для широкой публики, а также сами создаем спектакли. Студенты изучают акробатику, жонглирование, воздушную гимнастику, езду на моноцикле, театральное искусство… Сегодня у нас работают две труппы, школа дает около 30 спектаклей в год. Мы существуем за счет выручки за постановки, а также платы за обучение.

Еще у нас есть свой форум Circus Tree, который проводим с 2011 года. Это международный профессиональный фестиваль современного цирка и уличных искусств. Чтобы его сделать, активно работаем с посольствами разных стран и зарубежными культурными объединениями. Практически все организаторы фестиваля являются волонтерами.

Circus_Studio_Folie15_820_560

Новый цирк. Новый цирк для меня – особая форма искусства, пожалуй, самая яркая среди всех исполнительских. Он предъявляет к артистам очень серьезные требования. Они должны, во-первых, много чего уметь, а во-вторых, много чему научиться. Я имею в виду собственно цирковые дисциплины, музыку, танец, актерское мастерство. И, конечно, они должны быть немного режиссерами, ведь речь идет о спектаклях. Нужно иметь острый взгляд, чтобы все сопоставлять, делать цирковую постановку настоящим произведением искусства и дарить публике новые эмоции.

Сотрудничество. Сотрудничество для нас всегда важно. В одиночку нельзя вообще ничего сделать. Лично для меня совместная работа с профессионалами, особенно зарубежными, всегда интересна и сверхценна.
Я уверена, что в области цирка всегда есть чем поделиться друг с другом. Почему бы не приехать в Беларусь и не посмотреть ваши фестивали? Или, может быть, дать мастер-классы? Я провожу их с 2000 года и для детей, и для студентов, и для взрослых, и даже для дипломатов из МИДа. Для меня искусство существует повсюду. Все люди талантливы, даже если они не согласны с этим. Я люблю свою работу, своих студентов. И я открыта для любых идей.

Gintare
Гинтаре Мастеикайте, координатор международных проектов в Типографии искусств (Вильнюс)

Организация. «Типографии искусств» – это единственный подобного рода творческий феномен в Литве. Здесь встречаются исполнительские искусства в первозданном виде и души артистов. Мы обитаем в здании бывшей типографии, заложенном еще в 1585 году. «Типографии искусств» создана в 2002-м решением исполнительного комитета Вильнюса, который и расположил нас в историческом строении. С тех пор ежегодно делаем сотни событий в области современного театра, contemporary dance и нового цирка. С гордостью говорю, что «Типографии искусств» стала первым в Литве инкубатором для творчества.

franc_viln_880_280
Сейчас «Типографии искусств» проводит много творческих резиденций. Здесь под одной крышей живут более десяти организаций, развивающих театр, кино, цирк, танец. Еще мы делаем два больших форума – международный фестиваль нового цирка Naujo cirko savaitgalis («Выходные с новым цирком») и международный фестиваль для детей и подростков Kitoks teatras vaikams («Разный театр для детей»). Один из самых важных наших проектов – Аtvira erdve («Открытое пространство»). Он для открыто мыслящих людей. В течение многих лет благодаря ему многие молодые режиссеры получили возможность дебютировать на профессиональной сцене. Часть из них уже зарекомендовала себя в Литве высококлассными специалистами. Программа поддерживается муниципалитетом и компанией Vilniaus energija. Другие проекты финансируются Министерством культуры Литвы и Культурным фондом Литвы.

Новый цирк. Это потрясающая форма современного сценического искусства. Он впитал в себя танец, театр, музыку и, конечно же, цирковые элементы. Современный, или новый, цирк – результат творческих экспериментов.

Сотрудничество. Я верю, что совместная работа – лучший инструмент для развития. У восточноевропейских стран есть много схожего с нами, и мы должны рассматривать это как преимущество. Если говорить о Беларуси, то мы представим спектакль «Contemporary» на фестиваль «ПлаSтформа-Минск – 2015» в начале февраля. Собираемся к вам впервые, можно сказать, на разведку. Мне лично очень интересно, чем и как живут современный театр и современное искусство в Беларуси. А еще я бы хотела поработать с вами в области нового цирка.

mara
Мара Павула, журналист, основатель и директор электронного ресурса о современном цирке Next Door Circus (Рига), продюсер бельгийской цирковой компании Collectif Maluns

Организация. Next Door Circus – междисциплинарный проект, посвященный современным цирковым и уличным искусствам в странах Балтии. Вместе с группой энтузиастов мы его создавали, чтобы помочь нашим артистам завязать международные контакты, показать себя не только в Прибалтике, но и далеко за рубежом.

По сути, Next Door Circus – это сайт, на котором есть база данных артистов и цирковых организаций, цифровая библиотека исследований, проведенных в регионе. Еще там действует интернет-журнал, выходящий четыре раза в год, и лента новостей, где размещаем тематические публикации из социальных сетей.

До нынешнего дня Next Door Circus существовала на волонтерских началах, а события финансировались партнерскими организациями. Чтобы продолжать работать качественно и развиваться, мы подали заявку на финансирование в Культурный фонд Латвии. В будущем планируем сделать проект более масштабным и получать поддержку от европейских и скандинавских фондов.
franc_880_500

Новый цирк. Это очень сложный вопрос. Во Франции его еще называют «актуальным цирком» (Cirque actuel) и «цирком создания» (Cirque de crеation). Он появился во Франции в 1970-е гг. прошлого века. Артисты попросту отказались от эстетики традиционного цирка, захотели привнести в него больше эксперимента и театрализации. Современный цирк – это более продвинутая форма нового цирка. Для меня основная разница между ними заключается в том, что в первом случае речь идет о спектаклях, где цирк используется как язык для передачи истории, идеи. Поэтому, например, Cirque du Soliel для меня – это новый цирк, ведь компания добавила сюжетную театральную линию на фоне отточенной техники исполнения.

Сотрудничество. Конечно, я считаю, что дружба с другими странами, особенно с соседями, – это залог появления чего-то нового и интересного. Поэтому я вижу в будущем Восточную Европу и Беларусь в частности как надежных партнеров. Особенно для такого маленького и нового жанра, как современный цирк. Я хотела бы знать больше о том, что происходит у вас с уличными и цирковыми искусствами, мне элементарно не хватает информации.

FOCUS Cirque – программа для обмена опытом между организациями в области цирковых и уличных искусств и профессионалов со всех континентов, организованная в Тулузе и Оше Французским институтом.

Автор выражает благодарность Посольству Франции в Минске за помощь в организации поездки.

Top