– На гастроли в Беларусь приезжаем второй раз, – говорит Обухов, с которым нам удается поговорить буквально за несколько часов до отлета в Грецию: в Афинах ожидал концерт под эгидой Российского научно-культурного центра. – Тогда, в апреле, мы дважды собрали полные залы минского Дома офицеров, выступали с детским хором. На концерт пришла удивительная публика, нас замечательно приняли.
– Вы ведь сами работали в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Натальи Сац…
– Да, 32 года. Стал ведущим мастером сцены, заслуженным артистом России. Пришел в театр, когда еще была жива Наталья Ильинична Сац, известный оперный режиссер. Она – живая история, человек, который прошел через лагеря. Сотрудничество с нею развивало, обогащало. Именно ей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк».
Что собой представляет этот театр? Он ставит оперы для детей с целью приобщения с ранних лет к серьезной музыке. Основная аудитория – малыши, подростки и родители, которые приводят их в театр. Репертуар при мне был разнообразный – от «Волшебной флейты» Моцарта, «Евгения Онегина» Чайковского до «Мадам Баттерфляй» Пуччини. А еще ставились спектакли, как мы их называли, «для горшочников»: «Свинопас», «Красная шапочка»… Все было рассчитано на разные возрастные категории.
– Выступления перед детьми и перед взрослыми наверняка сильно различаются…
– Вот вы сказали – и я сразу вспомнил одну историю. Вместе с Натальей Ильиничной Сац однажды были в Китае. На концерт пришел маститый местный артист. И сразу спросил у меня: «Как вы с таким голосом можете выступать перед детьми?» Но я не чувствовал себя ущербным. У нас зал рассчитан на 1 200 мест, петь всегда требовалось без микрофона.
– Когда вы пришли в Патриарший хор Данилова монастыря?
– В храме пою с середины 1980-х, а в хор Данилова монастыря пришел в 1995-м. В следующем году отметим круглую дату сотрудничества.
– В интернете нашел информацию о вас. Сказано, что вы одновременно поете и в Казачьем хоре всевеликого войска Донского.
– Этот коллектив создал голландец Марсель Ферхуфф. На протяжении 20 лет мы выступаем на лучших концертных площадках Европы: в Германии, Франции, Швейцарии, Израиле…
– Кстати, не так давно у Ремарка встретил персонажа, который любит слушать пластинки с записями православных хоров…
– Признаюсь, на Западе я ощущаю необычайный интерес к нашей музыке. Как-то в католическом храме во Франции исполняли исключительно духовную православную программу – и отнеслись к нам потрясающе. После концерта все кричали: «Виват, Франция! Виват, Россия!»
– С какой концертной программой приедете в Минск?
– Прозвучат не только духовные произведения, но и светские. В нынешнем году отмечается столетие начала Первой мировой войны. Часть песен, которые, наверное, даже не знает слушатель, исполним на данную тему. Кроме того, много произведений написано нашими монахами, регент перекладывает их для хора. Так что приходите – услышите много нового и интересного.
– Марина Третьякова, единственная в Беларуси женщина-дирижер симфонического оркестра, в интервью нам призналась, что после работы старается отдыхать от музыки. Поддерживаете?
– Она абсолютно права. Я сам убегаю от музыки. Когда в тебе огромное ее количество, начинаются неврозы. В чем это выражается? Когда ложишься спать, в голове болтаются мелодии.
– А выступления не снились?
– До начала певческой карьеры я играл на валторне в оркестре. И очень часто снился момент, когда я начинаю играть свою партию. Что сказать, даже сейчас случается, хотя и не играю в оркестре уже лет 30.