Меню

Новости

Валентина Мороз

«Психологически очень сложно работать с некоторыми темами, но абстрагироваться невозможно – это театр»

Культпросвет встретился с режиссеркой Валентиной Мороз и поговорил с ней об арт-проектах, осуществленных в Европейском колледже Liberal Arts в Беларуси  в рамках концентрации «Современное искусство и театр», новых курсах и планах на следующий учебный год.

Валентина, расскажите, что собой представляет концентрация «Современное искусство и театр»?

Концентрация «Современное искусство и театр» – это междисциплинарный проект, который включает в себя три блока: современное искусство, театр и арт-менеджмент.

В этом году мы проводим уже третий набор. Два набора, как мне кажется, были очень успешными. Вместе со студентками и студентами мы искали точки пересечения современного искусства и театра, и у нас многое получилось.

Будут ли в этом году какие-то нововведения?

В этом году все практические курсы будут проходить в рамках мастерских. У нас будет мастерская по композиции и коллажу, мастерская по видеомонтажу, фотомастерская.

Немного изменится и курс по театральной практике. Мы планируем сделать серьезный теоретико-практический блок, который будет включать в себя в том числе и трехдневный семинар по работе с социальными документами в документальном театре. К нам также будут приезжать профессионалы из других стран – благодаря сотрудничеству с Польским Институтом в Минск и Институтом им. Гёте мы имеем возможность проводить мастер-классы и семинары с участием иностранных гостей.

В конце обучения мы со студентками и студентами выпускаем спектакль. В первые несколько месяцев обучения обсуждаем тему, ищем людей, которые могли бы нам помочь в понимании и освещении этой темы. Дальше ребята начинают работать с донорами – берут у них интервью, которые позже станут основой для создания пьесы.

Все студенты этой концентрации выходят на сцену и играют в спектакле?

Нет, это зависит от желания студентов и студенток. Мы договариваемся о том, кто будет брать интервью (это могут быть совсем не те люди, которые потом выйдут на площадку), а кто присоединится к актерской группе или будет участвовать в подготовке итогового выставочно-дискуссионного проекта: помогать с разработкой концепции, создании видео- и фотоматериалов и т.д.

Читка пьесы «11 апреля»

Читка пьесы «11 апреля»

Но чтобы выйти на сцену не обязательно иметь какие-то актерские или речевые навыки?

Да, ребята могли раньше никогда этим не заниматься. Конечно, в процессе обучения актерская группа занимается театральной практикой, в том числе и сценической речью, но это не такой длительный курс, как в специальных учебных заведениях. Мы только закладываем базу, основу актерской техники. Вообще, я вдруг поняла, что даже те, кто имеет какие-то речевые особенности, в документальном спектакле могут выглядеть гораздо более убедительно, чем обычные актеры. Для меня это было открытием. Если говорить о профессиональных актерах, то существует определенная актерская техника, которую они так или иначе используют. В результате персонажи в документальных постановках чаще всего получаются слишком выпуклыми, а это то, чего не предполагает документальный театр. Здесь задача заключается в том, чтобы быть предельно естественными, чтобы складывалось впечатление, что человека просто выдернули с улицы.

Когда мы начали работать, я поняла, что личная выразительность и индивидуальность ребят, которая не была жестко обтесана, сработала. Она действительно вызывает какую-то ответную волну, сострадание, интерес. Когда человек говорит о себе, о своих мыслях, о жизни, о том, что с ним происходит, что его волнует – зрители верят ему. Вот такой интересный феномен.

Какие проекты вы уже реализовали в рамках концентрации?

У нас уже есть два спектакля. Первый спектакль – «Серая радуга» состоит из интервью с людьми с абсолютно разным бэкграундом. Драматург Константин Стешик помог нам собрать эти истории в единое целое. Спектакль мы сыграли, по-моему, четыре раза, в том числе на фестивале «Дотык» прошлой весной, а потом в рамках выставки «Имена» и, вероятно, с ним мы уже расстанемся. Это была наша пробная работа.

В этом году мы поставили спектакль «Убежище». Мы работали с женщинами, которые стали жертвами семейного насилия. Спектакль возник в соавторстве с «Радиславой» (общественная организация, которая работает с женщинами, пережившими насилии в семье). Пока был только один показ, но я предполагаю, что мы будем продолжать работать над спектаклем. Это еще не окончательная версия.

Спектакль «Убежище»

Спектакль «Убежище»

Планируете ли вы делать спектакли с теми, кто уже закончил свое обучение в ECLAB?

Да, в конце ноября мы планируем выпустить спектакль со студентами и студентками прошлых лет. Это работа будет посвящена событиям, произошедшим в минском метро 11 апреля 2011 года.

Почему вы выбираете такие темы?

Мы изначально договорились, что мы занимаемся социальной тематикой. То есть это либо документальный театр в чистом виде, либо в перспективе социальный театр – мы будем вовлекать в наши проекты людей из социально незащищенных групп. Мы затрагиваем те темы, о которых нужно начать говорить, проблемы, которые общество замалчивает.

С какими проблемами вам пришлось столкнуться в процессе подготовки спектакля?

Во-первых, ребята, которые брали интервью, говорят о том, что это психологически тяжело. Найти подход к человеку, построить разговор, получить информацию, выстроить систему доверия с собеседником. К тому же не всегда люди откликаются. Когда мы работали в соавторстве с «Радиславой», они предоставили нам контакты уже подготовленных людей.

С контактами для проекта «11 апреля» нам помог журнал «Имена», тогда было очень много отказов по разным причинам. Это достаточно серьезная проблема – убедить человека рассказать что-то.

Есть еще одна проблема – сам материал. Психологически очень сложно работать с такими темами несколько месяцев. Абстрагироваться невозможно – это театр. И наша задача погрузиться в материал, присвоить его, сделать личным, важным, поэтому я даже не предполагала, что этот путь будет таким драматичным. И для ребят, и для меня. Только после показа я осознала, насколько это было сложно. Я долго восстанавливалась после «Убежища».

Спектакль «Убежище»

Спектакль «Убежище»

Чем отличается обучение на концентрации «Современное искусство и театр» от обычных курсов актерского мастерства?

Преимущество концентрации в том, что у нас есть как теоретические курсы, так и  практические. Ребята получают полное представление и понимание того, что такое современный театр. Чаще всего в Беларуси теоретические курсы по истории театра завершаются второй половиной XX века. Мы же много говорим не только о современном локальном театре, но и европейском, американском и даже азиатском. И поскольку мы договорились, что  сосредотачиваемся на документальном и социальном театре, мы выстраиваем обучение таким образом, чтобы подготовить ребят к возможности выйти на площадку именно в рамках такой формы художественного высказывания.

Информация о концентрации «Современное искусство и театр», поступлении и условиях обучения доступна на сайте www.eclab.by.

Дедлайн подачи заявок на обучение – 10 сентбяря 2017 года.

Top