Виктор Сергеевич рассказывал о себе: как пришел в театр, как соприкоснулся с кинематографом. Перед нами разыгрался целый моноспектакль «Жизнь и творчество Виктора Манаева», в течение которого актер преображался то в писклявого юношу, поступавшего в театральный институт. То в старичка со скрипящим голосом. То в соловья, пение которого изображал с удивительной точностью. То в куклу, которую показывал с помощью своих рук и шарика-смайлика, заставлял маленького героя смущаться, веселиться движениями пальцев (получился такой мини мастер-класс по кукольному мастерству: как сделать куклу из рук и шарика).
Я очень благодарен богу за свой путь. Я не выбирал, кем мне стать. Всё шло к тому, чтобы я попал на сцену.
Но сначала были куклы. Я понял, что ничего выше кукольного искусства нет, оно образнее, символичнее игры актера на сцене. Кукла – это уже образ и символ. Из неживого делается живое. Ты спрятан за ширмой, но всё передаешь кукле…
Мы с Аллой Пугачевой начали свою творческую деятельность, можно сказать, одновременно. Просто в 1975 году, когда я устраивался на работу в театр кукол, женщины из отдела кадра как раз говорили про начинающую певицу с революционной фамилией… «Надо быть смешным для всех» (из песни «Арлекино») – это судьбоносно.
Улыбка в жизни как самозащита. Однажды, чтобы сыграть очень необычную для себя роль, мне пришлось во время съемок полностью прекратить улыбаться. Вот это было тяжело!
У меня артистизм от мамы. Она растила нас, троих детей, одна. В конце смены очень уставала. Но когда на следующий день приходила на работу, расцветала. Мама работала продавщицей мяса, умела живо общаться с покупателями – пользовалась огромной популярностью.
Занятия актерством как терапия. Я с детства человек стеснительный. В школе зайти в учительскую и о чем-то попросить было для меня невозможным. Сцена преобразила.
Рассказал Виктор Манаев и своем опыте работы в радиотеатре. Где нет возможности использовать мимику, жесты, есть только голос… Актер посетовал, что сейчас новые радиоспектакли – редкость, 1-2 раза в год что-нибудь может выйти, зато (парадокс!) на канале «Культура» каждый день прокручивают советские спектакли.
Мною сыграны все животные, которые существуют. И это благодаря радио. С ко-о-ошечками, соб-б-баками все понятно, как их изображать. А вот как может говорить рак? Мне нужно было его играть – и я изобразил его р-р-раковые бу-у-улькающие звуки… Да, именно так он и говорит!
Системы Манаева как таковой нет. Какие-либо технологии не применяю. Есть более важное – ценности, без которых хорошим актером не станешь: умение вкладывать в свою работу сердце. Плюс, интуиция, искренность и ответственность, отсутствие жалости к себе самому, полная отдача работе.
Если бы мне вдруг довелось работать в качестве режиссера, я бы поднимал темы Чехова, Достоевского. Попробовал бы, как говорил Гоголь, приподнять человека хоть на одну ступеньку выше.
Актер поделился и своим опытом работы в кино.
На кинопробах для картины «Белые росы. Возвращение» я, в отличие от проб на съемки в других фильмах, не волновался. Плюнул и… прошел.
Видеокадры с этих кинопроб показали участникам мастер-класса. Можно было сравнить первоначальный вариант игры Виктора Манаева и конечный. Актер, кстати, сам смотрел это видео впервые и признался, что ему нравятся оба варианта.
Искусство может показать, как нельзя жить, – делает незримое зримым.
Я понял, что любовь существует после спектакля «Дальше – тишина» с участием Фаины Раневской и Ростислава Плятта.
Самые опасные профессии – судья, сапер и… актер: очень большая ответственность за жизни других людей и… за свою.
Преимущество молодых актеров в том, что они более технически и даже музыкально (читают ноты) развиты, спортивная подготовка хорошая. А недостаток – плохая дикция.
Я чаще играл персонажей, которые лучше меня самого. В этом мне, думаю, тоже повезло.
Викторина на знание спектаклей с участием героя дня добавила интерактива. Предполагалась, что самые эрудированные участники встречи получат в подарок магнитики с портретом мастера. Но… магнитики в итоге получили все! Даже те, кто не знал спектаклей актера.
Актер ответил на вопросы аудитории. Дал советы своим молодым коллегам, предостерег от участия в низкокачественных сериалах, напомнил, что главное – это человек и его творчество.
И напоследок прочитал стихи из русской классики и сделал небольшую колоритную сценку по рассказу Чехова.
Как сказал Виктор Манаев в конце мастер-класса, очень важна своевременно поставленная точка. Ставим ее.