Меню

Новости

В профиль и анфас

«Талант должен рождаться с локтями. А у меня их нет»

«Талант должен рождаться с локтями. А у меня их нет», – говорила незабвенная Людмила Гурченко. У народного артиста Беларуси Виктора Манаева, актера Национального академического театра имени Янки Купалы, локтей, видимо, тоже нет. Зато душа его, как и талант, бездонна. Что и ощутили все участники мастер-класса, который Виктор Сергеевич провел первым среди белорусских актеров, сотрудничающих с творческой мастерской Александры Бутор «Территория кино». Мы убедились, что Манаев, – это и трагик, и комик, и лирик. 

Виктор Сергеевич рассказывал о себе: как пришел в театр, как соприкоснулся с кинематографом. Перед нами разыгрался целый моноспектакль «Жизнь и творчество Виктора Манаева», в течение которого актер преображался то в писклявого юношу, поступавшего в театральный институт. То в старичка со скрипящим голосом. То в соловья, пение которого изображал с удивительной точностью. То в куклу, которую показывал с помощью своих рук и шарика-смайлика, заставлял маленького героя смущаться, веселиться движениями пальцев (получился такой мини мастер-класс по кукольному мастерству: как сделать куклу из рук и шарика).

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Я очень благодарен богу за свой путь. Я не выбирал, кем мне стать. Всё шло к тому, чтобы я попал на сцену.

Но сначала были куклы. Я понял, что ничего выше кукольного искусства нет, оно образнее, символичнее игры актера на сцене. Кукла – это уже образ и символ. Из неживого делается живое. Ты спрятан за ширмой, но всё передаешь кукле…

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Мы с Аллой Пугачевой начали свою творческую деятельность, можно сказать, одновременно. Просто в 1975 году, когда я устраивался на работу в театр кукол, женщины из отдела кадра как раз говорили про начинающую певицу с революционной фамилией… «Надо быть смешным для всех» (из песни «Арлекино») – это судьбоносно.

Улыбка в жизни как самозащита. Однажды, чтобы сыграть очень необычную для себя роль, мне пришлось во время съемок полностью прекратить улыбаться. Вот это было тяжело!

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

У меня артистизм от мамы. Она растила нас, троих детей, одна. В конце смены очень уставала. Но когда на следующий день приходила на работу, расцветала. Мама работала продавщицей мяса, умела живо общаться с покупателями – пользовалась огромной популярностью.

Занятия актерством как терапия. Я с детства человек стеснительный. В школе зайти в учительскую и о чем-то попросить было для меня невозможным. Сцена преобразила.

Рассказал Виктор Манаев и своем опыте работы в радиотеатре. Где нет возможности использовать мимику, жесты, есть только голос… Актер посетовал, что сейчас новые радиоспектакли – редкость, 1-2 раза в год что-нибудь может выйти, зато (парадокс!) на канале «Культура» каждый день прокручивают советские спектакли.

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Мною сыграны все животные, которые существуют. И это благодаря радио. С ко-о-ошечками, соб-б-баками все понятно, как их изображать. А вот как может говорить рак? Мне нужно было его играть – и я изобразил его р-р-раковые бу-у-улькающие звуки… Да, именно так он и говорит!

Системы Манаева как таковой нет. Какие-либо технологии не применяю. Есть более важное – ценности, без которых хорошим актером не станешь: умение вкладывать в свою работу сердце. Плюс, интуиция, искренность и ответственность, отсутствие жалости к себе самому, полная отдача работе.

Если бы мне вдруг довелось работать в качестве режиссера, я бы поднимал темы Чехова, Достоевского. Попробовал бы, как говорил Гоголь, приподнять человека хоть на одну ступеньку выше.

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Актер поделился и своим опытом работы в кино.

На кинопробах для картины «Белые росы. Возвращение» я, в отличие от проб на съемки в других фильмах, не волновался. Плюнул и… прошел.

Видеокадры с этих кинопроб показали участникам мастер-класса. Можно было сравнить первоначальный вариант игры Виктора Манаева и конечный. Актер, кстати, сам смотрел это видео впервые и признался, что ему нравятся оба варианта.


В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Искусство может показать, как нельзя жить, – делает незримое зримым.

Я понял, что любовь существует после спектакля «Дальше – тишина» с участием Фаины Раневской и Ростислава Плятта.

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Самые опасные профессии – судья, сапер и… актер: очень большая ответственность за жизни других людей и… за свою.

Преимущество молодых актеров в том, что они более технически и даже музыкально (читают ноты) развиты, спортивная подготовка хорошая. А недостаток – плохая дикция.

Я чаще играл персонажей, которые лучше меня самого. В этом мне, думаю, тоже повезло.

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Викторина на знание спектаклей с участием героя дня добавила интерактива. Предполагалась, что самые эрудированные участники встречи получат в подарок магнитики с портретом мастера. Но… магнитики в итоге получили все! Даже те, кто не знал спектаклей актера.

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

Актер ответил на вопросы аудитории. Дал советы своим молодым коллегам, предостерег от участия в низкокачественных сериалах, напомнил, что главное – это человек и его творчество.

В профиль и анфас, По следам творческой встречи с актером Виктором Манаевым, народный артист Беларуси Виктора Манаева, «Белые росы. Возвращение», Национальный академический театр имени Янки Купалы, творческая мастерская Александры Бутор «Территория кино»,

И напоследок прочитал стихи из русской классики и сделал небольшую колоритную сценку по рассказу Чехова.

Как сказал Виктор Манаев в конце мастер-класса, очень важна своевременно поставленная точка. Ставим ее.

 

Top