В «Пиковой даме» советские традиции постановки этой оперы сплелись с идеями болгарского режиссера Пламена Карталова, главная из которых заключается в том, чтобы с самого начала представить Германа шизофреником, видящим мир в кривом зеркале своего больного сознания. Опираясь на фильм-оперу 1960 года, события перенесли в пушкинскую эпоху (хотя на балу все равно появляется Екатерина Вторая; и вообще, если какая-то линия последовательно и выдержана в спектакле, так это шизофреническая). Кассовые сборы обеспечило имя Елены Образцовой в афише. По известной печальной причине ее заменила Ирина Богачева. Но любые попытки вдохнуть жизнь в этот довольно скучный спектакль обречены.
«Риголетто» в постановке эстонского режиссера Неэме Кунингаса с домами в натуральную величину – большой подарок любителям постановок в духе old fashion. Хотя сценографические решения художника-постановщика из Финляндии Анны Контек во многом спорны: Риголетто как будто пошил себе панталоны надрывно-бордового цвета из занавесок в герцогском дворце. Этот спектакль выгодно отличался в музыкальном отношении: чуткая дирижерская работа Андрея Иванова; утонченная Татьяна Гаврилова – Джильда, о которой можно только мечтать; Риголетто – Владимир Громов, слишком даже привлекательный для этой роли; Оксана Волкова, воплощающая с теплым обволакивающим шармом Маддалену; легкий, легкомысленный герцог – Владислав Горай, гость из Одесского театра оперы и балета.
Неизбежно возникают вопросы: зачем в седьмой раз переставлять «Пиковую даму»? Почему, если брать оперу Верди, нужно обязательно снова интерпретировать «Риголетто», несмотря на то что спектакль Александрова совсем недавно был в репертуаре? Почему не поставить «Любовный напиток» или «Дон Жуана», музыкальные номера из которых часто звучат на концертах? Ведь эти названия также знакомы широкой публике. Насколько целесообразно делать «Пиковую» и «Паяцев», когда в театре нет подлинного драматического тенора, не имеет ли смысл поберечь голос Эдуарда Мартынюка?
На фоне «Риголетто» и «Пиковой дамы», постановки которых никак не связаны с актуальными контекстами, как прорыв воспринимаются «Паяцы» Михаила Панджавидзе. Речь идет о попытке осмыслить современную социокультурную ситуацию при помощи классического оперного произведения. То есть о том, что давно является в Европе само собой разумеющимся и от чего там уже несколько подустали. Проблема в том, что известно, как будет звучать Канио в отсутствие Теймураза Гугушвили – приглашенного грузинского тенора, спасшего второй премьерный показ.
Камерный зал имени Александровской остается сценой, где ставятся оперы, которые ранее не шли в Большом театре Беларуси: в 2014 году это «Капельмейстер» и «Служанка-госпожа». Увы, они во многом проигрывают спектаклям 2013-го – операм «Директор театра» и «Сначала музыка, потом слова».
«Снова «Евгений Онегин» и опять «Князь Игорь», дважды «Богема» и неизбежная «Травиата»
Безусловным достижением белорусского Большого является достойное проведение Рождественского конкурса вокалистов. В финале участники выступали в паре с солистами театра. С одной стороны, так ситуация приближалась к реальной сценической. Исполнители получили возможность проявить свои актерские способности и раскрывались во взаимодействии, высвечивая новые грани как своих голосов и темпераментов, так и индивидуальности партнеров. С другой стороны, это удлинило общее время финала, а также лишило зрителей возможности услышать вживую арии из опер, которые не идут в белорусском театре. Снова «Евгений Онегин» и опять «Князь Игорь», дважды «Богема» и неизбежная «Травиата». Тем более велика заслуга Валентины Феденевой, благодаря которой заново удалось пережить сцену письма Татьяны и войти в состояние захлестывающего надеждой на счастье любовного восторга.
Во многом симптоматичны выступления Марии Шабуни, лауреата I премии. Вне сомнения, театр приобретет в ее лице очаровательную россиниевскую героиню. Но каватину Розины, которая сама по себе является популярнейшим оперным хитом (привет Фросе Бурлаковой!) Мария Шабуня исполняла не только на конкурсе, но и на двух последующих концертах – завершающем форум и новогоднем.
Форум традиционно закрылся «Гала-концертом звезд мировой оперы». И то, что это название дано в рекламных целях, не избавляет его от претенциозного безвкусия. Как будто в Минск прилетели Элина Гаранча и Йонас Кауфман! Гораздо большую роль в приобщении не только зрителей, но также артистов и театральных сотрудников к происходящему сегодня на мировых площадках сыграло бы открытие кинотеатра, в котором шли бы трансляции из Метрополитен-оперы и других театров.
«Несмотря на отдельные высокие достижения, если охарактеризовать 2014 год и Рождественский форум в Большом театре одним словом, это будет «провинциальность»
На гала-концерте наиболее сильное эмоциональное воздействие оказала ария Родриго из «Дона Карлоса» в исполнении лауреата III премии Лаши Сеситашвили. Пафос сожаления о жизни, с которой не хочется расставаться, готовность принять свою судьбу и особенно проникновенное «Io morro» невольно суммировали все мысли и переживания, связанные с форумом.
К сожалению, репертуар белорусского Большого рассчитан на случайных зрителей. Таким узким и консервативным набор спектаклей не был даже в советское время. Здесь можно вспомнить хотя бы «Орестею» Танеева или «Кавалера роз» Рихарда Штрауса. В Беларуси лишь один оперный театр, и, если не выезжать из Минска, ничего не остается, как слушать, за небольшим исключением, одно и то же из года в год. Обновление не считается необходимым, видимо, исходя из того, что люди ходят в театр настолько редко и так мало знают об опере, что их не утомляет однообразие. Достаточно поддерживать в афише знакомые названия (в нынешнем году нас снова ждет «Кармен»), не проводя никакой работы с аудиторией. В то же время подобная репертуарная и постановочная стратегия отпугивает публику с высоким уровнем гуманитарного образования – зрителей, которые как раз хотели бы посещать театр чаще, но опасаются разочарования и не рассчитывают на то, что получат эмоциональный и интеллектуальный заряд.
Несмотря на отдельные высокие достижения, если охарактеризовать 2014 год и Рождественский форум в Большом театре одним словом, это будет «провинциальность». И дело здесь не в физической, а в ментальной географии, в отсутствии свежести, разнообразия и эстетических поисков.