Меню

Новости

Underground чувств

20 ноября в рамках XXVII IFMC в Витебске на сцене Большого театра Беларуси состоялся показ спектаклей театра «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»

20 ноября в рамках XXVII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC) на сцене Большого театра Беларуси состоялся показ спектаклей театра «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ».

Событие можно назвать ожидаемым по нескольким причинам. Во-первых, IFMC и Большой традиционно устраивают совместные показы, предоставляя широкой аудитории возможность посмотреть фестивальные постановки. Например, в прошлом году в столице показывали «Церберов» компании Fresco (Израиль) и «Клетку для попугаев» Пермского государственного театра «Балет Евгения Панфилова». Во-вторых, «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» уже давно частный гость как на IFMC, так и в Большом. В 2012 году коллектив под руководством Раду Поклитару презентовал на главной музыкальной сцене хореографическую фантазию «Дождь», а в 2010-м – фантасмагорического «Щелкунчика», разбившего вдребезги сложившийся у публики канонический образ балета-сказки.

«КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» Underground и «Женщины в ре-миноре»

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Раду Поклитару и его «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» в Беларуси любят. Современная хореография не такой частый гость на наших академических сценах, густо населенных виллисами, сильфидами, испанскими и восточными красавицами и прочими классическими персонажами. Постановки Поклитару – о современниках, их чувствах и проблемах, в какую бы форму они ни были облечены и какую бы историю ни рассказывали. Кроме того, Раду Поклитару очень хочется считать своим. Все же он десять лет (1991-2001) проработал артистом Большого, закончил Белорусскую государственную академию музыки по специальности «Балетмейстер» (курс Валентина Елизарьева), ставил хореографические миниатюры для Юлии Дятко и Константина Кузнецова, с которыми танцовщики участвовали во многих международных конкурсах. Его «Видение розы» и «Мир не заканчивается у дверей дома» значатся в репертуаре Большого театра, правда, увидеть их можно крайне редко.

Показывали их в свое время и на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра, где в 2003 году Поклитару поставил балет In PIVO veritas (сегодня он есть в репертуаре театра «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»). Те, кто помнит этот остроумный, легкий спектакль, наверняка до сих пор жалеют о том, что он исчез из репертуарной афиши.

«КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» Underground и «Женщины в ре-миноре»

«КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» Underground и «Женщины в ре-миноре»

Все, что свойственно работам Раду Поклитару, уже знакомым белорусской публике: оригинальная хореография, емкие и понятные образы, смыслы, выходящие за рамки прописных истин, разрушение стереотипов, ирония и эмоция – можно было увидеть в Underground и «Женщинах в ре-миноре». В постановках много общего, выходящего за пределы хореографической формы. Поклитару снова обращается к философским вопросам: люди и их взаимоотношения находятся в фокусе «хореографического исследования» балетмейстера и рассматриваются с разных ракурсов. В Underground он трагический, в «Женщинах в ре-миноре» это жестокая ирония.

Загнанные войной в подземелье-underground люди начинают жить по закону инстинктов, постепенно теряя человеческую суть. Страх смерти, материализованный в двух «бомбах», превращает их в гусениц, укрывающихся в старых полосатых матрасах, как в коконах. Состояние сомнамбулического оцепенения сменяется взрывами почти истерического веселья, переходящего в оргию и иногда прерываемого возвращением к себе, своему человеческому «Я». На сцене под завораживающую музыку Петериса Васкса раскачиваются качели чувств и состояний. Бесконечные колебания, где порывы нежности сменяются насилием, а страх – радостью и надеждой, разрывает появление Скрипача (Сергей Кон) и Военной (Элина Винникова). Их любовь, существующая «вопреки», – спасение из того андеграунда чувств, в котором оказались люди. Ведь underground – это не просто подземелье.

«КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» Underground и «Женщины в ре-миноре»

Музыка, сценография Андрея Злобина и работа художника по свету Елены Антохиной создают удивительную атмосферу скорее не бункера, а какого-то зачарованного места, хотя маскировочная сетка и металл расставляют милитаристские акценты. В контексте постановки образ underground воспринимается как подсознательное, низменная природа человека, обнаруживающаяся в экстремальных условиях. И выход из этого состояния возможен только через жертву. Луч света и надежды, которым является для Скрипача и Военной любовь, гаснет для них, чтобы зажечься для спасения остальных. Над своей погибшей возлюбленной склоняется ослепший скрипач, а по его спине уже карабкаются в свет, прочь из андеграунда, спасенные жертвой любви люди.

Счастливый финал для всех невозможен в принципе, и даже в иронических «Женщинах в ре-миноре», положенных на музыку Баха, будет жертва. В «трагической истории о несуществующей женской дружбе» можно увидеть рассказ о противостоянии коллектива и индивидуума.

«КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» Underground и «Женщины в ре-миноре»

Женщины в ре-миноре – единый организм, двигающийся и живущий едиными эмоциями и заботами (в том числе мелкими дрязгами), пока в их мир не вторгается мужчина, разрушающий своим выбором псевдоравенство. Когда одна из них становится «избранной», механизм «все как один» дает сбой. Чужое счастье, воплощением которого становится фата, действует как раздражитель и нарушает равновесие сообщества. Даже линии, прочерченные женихом, невестой и ее длинной фатой по сцене, выглядят контрастно с монолитными движениями женщин и многофигурными композициями, составленными из их тел. Вернуть спокойствие и восстановить баланс можно только удалением чужеродного элемента, которым становится… невеста. Свою бывшую подругу женщины в ре-миноре, как в саван, укутывают в фату и спускают в оркестровую яму. Гармония восстановлена, все опять равны и счастливы, а может, несчастны. Но все снова одинаковы.

Спектакли Поклитару, в которых соединяются качественная музыкальная основа, оригинальная хореография и режиссерская мысль, всегда побуждают зрителя думать. Причем не только над темами, затронутыми постановщиком, но и над тем, например, сколько по-настоящему современных балетов можно насчитать в репертуаре двух музыкальных театров Беларуси.

Top