Меню

Новости

Тимофей Кулябин

О театре, наивном обаянии зрителей и навязчивых журналистах

Конечно, за отведенные для встречи 15 минут Тимофей не стал ближе. В свой 31 год этот закрытый знающий себе цену человек безо всякой натяжки является звездой российского театра. Возможно, из-за этого он окружил себя барьерами, прорваться через которые не так уж и просто. Однако даже за ними нельзя спрятать выразительную позицию по отношению к искусству и зрителю, которую Кулябин последовательно утверждает в своих спектаклях. С категоричным режиссером пообщался художник Михаил Гулин.

Мы начали работать над спектаклем не ориентируясь на дату премьеры. Читали всей труппой книгу, разговаривали. По моим заданиям артисты снимали кино, создавали портреты героев, разыгрывали диалоги, готовили аудиоинсталляции — например, первую главу, рассказанную звуками. Писали письма Татьяны — я просил их показать, как могло выглядеть письмо, на какой бумаге и каким почерком могло быть написано. Потом создавали сцены, отдельные куски из начала, середины и конца. Но однажды все остановилось. Год материал лежал на полке, однако потом мы вернулись к работе и пришли к результату. Спектакль «Онегин» — тот случай, когда работа была ориентирована на процесс, а не на результат. Теоретически спектакль мог вообще не получиться, но театр готов был себе это позволить.

Спектакль визуальный, атмосферный, текста в нем мало. Не думаю, что он создан исключительно для публики русской ментальности. Хотя мы еще не были за границей, чтобы это проверить.

Нам очень тяжело было играть «Онегина» в Пскове на Пушкинском фестивале. Весь спектакль в зале стояла гробовая тишина, но когда прозвучали финальные аккорды, все были в восторге. Зрители, видимо, были очень внимательны.

М.Г.: Существуют ли в искусстве понятия центра и периферии?

Т.К.: С точки зрения географической удаленности существуют, а с точки зрения творчества — нет. Россия жестко централизованное государство. Москва является центром во всех сферах культурно-социальной жизни, в том числе и театральной. Но провинциальность — понятие ментальное, а не географическое. Это узкий способ мышления. В Москве где-то 200 театров, и я не побоюсь сказать, что где-то 150 из них глубоко провинциальны. А в Новосибирске театров всего шесть, но ни один из них провинциальным не является.

М.Г.: В Минске театральная тусовка — довольно герметичное сообщество, где есть проблема привлечения нового зрителя. Как с этим дела обстоят в Новосибирске? И должны ли вы как режиссер работать с этим, влиять на этот процесс?

Т.К.: В любом городе и стране есть небольшая профессиональная тусовка. Театр в принципе искусство не массовое — элитное. По статистике в России — точно не помню — в театр ходит порядка восьми процентов населения. А девяносто два — один раз в пять лет для галочки. Или вообще не ходит. Людей, которым театр необходим как социальный институт, вообще очень мало, к сожалению. Но ничего страшного в этом нет. У нас все хорошо с посещаемостью, город у нас театральный и фестиваль есть хороший.

timofej_kulyabin3

М.Г.: В одном из интервью вы упоминаете Яна Фабра в качестве примера автора нового театра. Я как художник сразу же рисую себе картинку. Но моя картинка будет сильно отличаться от вашей. Я, конечно, знаю о его театральном опыте, но буду рисовать прежде всего его произведения как художника. Скажите, подпитывает ли вас искусство из смежных областей: музыки, кино, литературы?

Т.К.: Да, я люблю современное искусство. Регулярно на биеннале езжу. Современное искусство давно размыло жанровые границы. Сегодняшний театр берет многое из арта, от художников. Это и Кастеллуччи, и Фабр, и Гебельс. Все они вышли из среды художнической. Художник сегодня становится главным. XIX век был веком драматурга, XX — веком режиссера, а XXI будет веком художника.

М.Г.: Тут можно поспорить. Наблюдаю большую значимость режиссерской профессии в театре, а в среде художников — значимость кураторской. Может, это внутренние страхи, но есть такое ощущение, что артисты превращаются в некую пластичную гомогенную массу, из которой куратор (режиссер) формирует высказывание. Нет ли в этом опасности для артиста?

Т.К.: Современные режиссеры обычно сотрудничают с непрофессиональными актерами. Например, театр «Римини Протокол» работает со свидетелями или профессионалами узкого профиля, не имеющими актерского образования. Это серьезная практика, которая становится тенденцией. Можно не принимать этот факт и убиваться насчет того, что актерский театр ушел, но, видимо, есть в этом явлении историческая логика. Время, когда актер ходил в гриме и парике и говорил тексты нараспев, закончилось. Оно не соответствует действительности. Теперь театру нужен исполнитель другого плана. Роль драматического артиста упраздняется в современном театре, он становится перформером.

timofej_kulyabin_onegin

Процесс репетиции спектакля «Онегин»

М.Г.: Для меня сцена, в которой Татьяна пишет письмо, была неприятной. Ее бесформенный наряд, болезненный вид, асексуальность образа… Тем не менее слышал как минимум от трех женщин, что это была самая яркая и честная сцена. Насколько тесно вы работаете с художником? Кто определяет, какой будет сценография?

Т.К.: С художником Олегом Головко мы работаем в максимально тесном контакте. Он работал над всеми моими спектаклями. Можно сказать, он является их соавтором. Образ взят из текста Пушкина. В нем так и говорится, что выглядит Татьяна невзрачно, в отличие от сестры Ольги. А то, что восприятие у всех разное, это нормально и даже хорошо, ведь каждый смотрит свой спектакль. Гораздо хуже, когда мнения у всех сходятся.

timofej_kulyabin_onegin3

М.Г.: Вы работаете с классикой. Термин «осовременивание» звучит пошло, но вы используете маркеры эпохи — мобильные телефоны, фейсбук, видеоблоги. Какое видите развитие в этом направлении?

Т.К.: Соглашусь, что это термин пошлый и обывательский. Особенно странно слышать его от профессионалов. Современность на сцене — это же не внешняя атрибутика, наличие видео или смартфона. Артист, режиссер и художник находятся в том же пространстве, что и зритель, пришедший на спектакль. Когда Пушкин писал «Онегина», мир был другим: герои по-другому общались, одевались, развлекались. Но чувствовали так же. Однако я ничего не знаю об атрибутах тех лет, я там не жил. И если я захочу проиллюстрировать такой спектакль, то это будут только домыслы. В лучшем случае я смогу опереться на книжные знания. Но современным делает спектакль содержание, логика мышления на сцене. Она должна соответствовать логике мышления современного человека и не важно, с каким текстом вы работаете.

timofej_kulyabin5

М.Г.: Должно ли искусство вести за собой, объяснять, воспитывать?

Т.К.: Воспитывать должны в детском саду. Лечить в больнице. Одухотворять в храме. У искусства другая социальная задача — перезагрузки сознания, его очистки от привычных клише. Искусство — это такой карнавал, почти юродивое дело. Это праздник души и свободомыслия в изолированном пространстве. Не думаю, что театр способен здесь что-то изменить. Но в любом случае он должен как-то отражать действительность. Вот это зеркальное отражение и есть смысл его существования. В предоставлении возможности посмотреть на одни и те же вещи по-разному. Заглянуть с черного входа. В обычной жизни это не всегда удается. Театральное искусство переворачивает привычное, спорит с ним. С тем, о чем мы уже знаем и что нам вроде бы понятно. Мне кажется, это интеллектуальная функция, а не политическая или воспитательная.

timofej_kulyabin6

М.Г.: Ориентируетесь на зрительские предпочтения, работая над спектаклем?

Т.К.: Ориентируюсь только на свой вкус. Я не пытаюсь предугадать реакцию зрителя, понравиться ему или раздражить. Я делаю спектакль исходя из своих внутренних задач.

У нас в театре получается заниматься творчеством, и мы довольны. Мир изменился, и если мы делаем что-то хорошее, то нас приглашают на гастроли. Все достижимо. Артистов наших хорошо знают и в Москве, и в других городах.

Музыка из спектакля. Все композиции тут

mont4_880_660

М.Г.: Как относитесь к своей популярности?

Т.К.: Ставлю барьеры. На мобильном телефоне около двадцати журналистов федеральных каналов в черном списке. А общение со зрителями всегда полезное и приятное. В таких встречах всегда есть обаятельная наивность. Она мне гораздо ближе, чем вопросы журналистов, вы уж извините. (Улыбается.)

Top