Меню

Новости

Анастасия Гриненко

Интервью с режиссером театра «Территория мюзикла»

Новая «Территория мюзикла» появилась на театральной карте Беларуси в 2013 году. Идейными вдохновителями этого творческого объединения стали композитор Геннадий Гладков, режиссер Анастасия Гриненко и хореограф Дмитрий Якубович. О перспективах развития частного театра «Территории мюзикла», проблемах музыкального театра и режиссуры в Беларуси, а также о готовящейся премьере, мюзикле-оперетте «Собака на сене», «Кульпросвет» поговорил с режиссером Анастасией Гриненко.

Сегодня в репертуаре театра «Территория мюзикла» две оригинальные постановки: мюзикл-детектив для всей семьи «Иохим Лис – детектив с дипломом» и мюзикл-водевиль «Сватовство гусара». Оба спектакля отличаются свежестью, живостью действия и оригинальностью режиссуры, что позволило молодому театру за два года своего существования завоевать симпатии публики.

Несмотря на популярность музыкальных театров у зрителей (по статистике 2013 года они являются самыми посещаемыми), среди государственных их всего два, а частные театры, такие как ваш «Территория мюзикла» и камерный музыкальный театр «Галерея», стали появляться сравнительно недавно. С чем это связано?

В самом деле, два музыкальных театра – это почти монополия. В результате они диктуют зрителям, что смотреть, определяют, что хорошо, а что плохо. В жанре отсутствует конкуренция, хотя попытки организовать альтернативные музыкальные театры были, во всяком случае, об этом шли разговоры. Но дело в том, музыкальный театр – это очень затратное дело, требующее больших творческих, людских и материальных вложений, чем театр драматический. Наверное, поэтому до настоящего времени не было музыкальных антреприз.

«Для того чтобы возникали новые имена, течения, должен идти эксперимент»

Помимо проблем с количеством музыкальных театров есть еще и очевидная проблема качества постановок. Такая ситуация связана с отечественной режиссурой музыкального театра?

Я не берусь критиковать образовательный процесс, но говорить, что в Академии искусств есть условия для подготовки режиссеров музыкального театра было бы большим преувеличением. Мне, конечно, повезло: я была среди выпускников первого набора режиссеров музыкального театра в Академии искусств. Нашим педагогом был Борис Петрович Второв, который работал в музыкальном театре. Он учил в основном практически: каждый семестр мы делали самостоятельные работы. У меня уже на первом курсе была постановка «Девушка и Смерть», а в конце второго курса при помощи педагога по сценической речи профессора Аллы Александровны Шагдевич я поставила спектакль «Хайра», который участвовал в фестивале на Кипре. А сейчас режиссеры больше пишут, чем делают.

Территория мюзикла

Свою роль играет и монополия двух театров. Это театры «большие», в которых ставятся проекты, требующие огромных вложений, финансовый риск для них нецелесообразен. А для того, чтобы возникали новые имена, течения, должен идти эксперимент. Ситуацию могло бы изменить существование театров-студий или молодежного музыкального театра, которых у нас нет. Но в первую очередь, сейчас нет и престижа профессии, ни актера, ни режиссера. Эта работа – не средство для заработка. Такие люди часто обрекают себя на жизнь далеко не обеспеченную, многие не справляются, многие уезжают, потому что заработки и гонорары в той же России больше.

«К тому же у нас есть тенденция ценить чужое, а не свое. Мне легче работать в Литве или в России. Там оценивают не по тому, откуда ты и кто, а как ты можешь работать»

Как возникла идея создания «Территории мюзикла»?

Идея создать «свой частный музыкальный театр» – наша с Геннадием Игоревичем Гладковым совместная. Три его спектакля идут в Театре музыкальной комедии («Приключения бременских музыкантов», «12 стульев», «Обыкновенное чудо»). В ходе работы над ними у нас сложилась группа единомышленников, творческая и человеческая, и нам хотелось делать больше, экспериментировать, рисковать и не оглядываться.

Территория мюзикла

На вашем сайте обозначена цель: «эксперимент в рамках жанра и расширение самих рамок жанра мюзикла». Почему мюзикл?

В музыкальном театре существует целый пласт материала неизвестного нашему зрителю. В первую очередь это касается мюзикла. О нем у нас однобокое представление. Мы видим только кордебалет и канканы, а это более глубокий жанр. Если спросить режиссеров и дирижеров музыкального театра, что им больше нравится ставить, оперетту или мюзикл, то дирижеры выберут классическую оперетту, потому что музыка хорошая, а режиссеры – мюзикл, потому что драматургия интересная. В оперетте же ее надо «придумывать», так как там она развлекательная и ходульная, в жизни таких проблем нет.

У названия театра есть подзаголовок «Театр Геннадия Гладкова». Вы будете строить репертуар исключительно на произведениях композитора? 

Основой репертуара будут произведения Гладкова, но мы планируем постановки и других авторов. Самое важное для нас, чтобы материал был на уровне. Сейчас мы работаем с Геннадием Гладковым над постановкой «Голубого щенка». Геннадий Игоревич пишет сценическую версию. Он придумал интересный сюжетный ход, появились новые персонажи. Шесть новых стихотворений написал Юрий Энтин. Работа идет очень активно, и это будет абсолютно новая постановка.

Иохим Лис

Иохим Лис – детектив с дипломом»

Ваш театр составит репертуарную альтернативу государственным музыкальным театрам?

Свой репертуар мы начали с мюзикла-водевиля «Сватовство гусара», идем осторожно, но уже используем актерские средства выразительности, построения, больше свойственные драматическому театру. В музыкальном театре водевиль ставится по всем правилам и зрителю это нравится, а мы в своей постановке немного шокируем публику. Некоторые даже возмущаются «Почему у нас гусары в джинсах!», но мы постепенно идем к новым формам. В дальнейшем ставим себе цели постановки социальных спектаклей. Мы не планируем, что у нас будет театр только для развлечения, хотя, наверное, для частного театра это самый легкий путь.

«Надо учить зрителя не только смотреть за тем, что происходит на сцене, но и слушать, и мыслить, понимать какие-то важные вещи»

В чем разница работы в государственном и частном театре? 

В государственном театре есть большая доска назначений, куда вешают приказ. Хочет артист или нет, его «повесили» и он, как солдатик, должен работать. С режиссерами в этом смысле проще, но ты тоже не можешь решать, что будешь ставить. Иногда можешь простаивать 4 года. А режиссер, если не репетирует, теряет квалификацию – начинает бояться приступать к новому спектаклю. На себе испытано.

Артист, когда играет то, что ему не нравится, как правило, работает из-под палки. А частные театры обычно и создаются, чтобы делать что-то, чего не хватает, поэтому в них совершенно другая рабочая атмосфера.

Иохим Лис

Иохим Лис – детектив с дипломом

В творческом плане работать легче, а в материальном?

Конечно, в материальном сложнее: и само дело затратное, и в плане организации многое приходится делать самим. Когда работа и хобби совпадают, сложно найти грань между работой и отдыхом.

Какие артисты заняты в спектаклях театра?

Основная часть из Музыкального театра, но есть несколько человек из Оперного. Некоторые артисты из других театров, Купаловского, Русского, тоже хотели бы участвовать в наших проектах. Такое желание нормально, потому что всегда есть неудовлетворенность своим положением в театре.

«Актеры в театре – солдатики, и у каждого солдатика свое актерское эго»

У вас достаточно большое количество молодых артистов без значительного творческого багажа. Это сознательная политика театра?

В общем да, ведь музыкальный жанр – это жанр молодых. Он требует энергетики, больших эмоциональных и физических затрат. Кроме того, молодым артистам нужно учиться, и они готовы пробовать что-то новое. Хотя у нас есть достаточно опытные артисты – Денис Немцов, Александр Осипец.

«Когда артисты бронзовеют, с ними сложно работать»

Бытует мнение, что музыкальный театр находится в кризисе, он никому не интересен и в нем невозможно сделать что-то новое. Вы попытаетесь доказать обратное?

Кризис касается оперетты. Новых оперетт никто не пишет и не напишет, потому что это язык другого времени. Мне кажется, выход в том, чтобы создавать что-то новое, расширять спектр эмоций. Учить зрителя не только смотреть за тем, что происходит на сцене, но и слушать, мыслить, понимать какие-то важные вещи. Например, работая над «Собакой на сене», я пыталась сокращать пьесу, сделала быструю развязку, а потом села и вернула то, что вырезала, потому что есть важные слова, мысли, которые обязательно должны прозвучать. Ведь музыкальный театр тем и хорош, что в развлекательных формах может подавать мысль достаточно глубокую, и она людей «цепляет». Может, я заблуждаюсь, но верю в это.

Территория мюзикла

Вы заговорили о «Собаке на сене». Премьера этого мюзикла-оперетты запланирована на 11 сентября. Расскажите, какой будет постановка.

В детстве я обожала фильм «Собака на сене», знала его наизусть, как и многие зрители. Когда мы приступили к постановке, я вдруг поняла, что в 17 веке автор написал о некоторых вещах психологически очень точно, создал емкие и неоднозначные характеры. Сама драматургия достаточно сложная, кроме того пьеса написана в стихах, что создает определенные трудности для артистов. После фильма Геннадий Игоревич дописал много музыки и сделал огромную трехактную оперетту. Мы пошли на музыкальные сокращения, но при этом вернули сцены из Лопе де Вега, которых в оперетте не было, то, что нам было важно по смыслу и показалось очень современным, близким сегодняшним молодым людям. В нашей постановке мы выстроили внутреннюю, абсолютно славянскую мысль, что настоящая любовь – это самоотречение, когда ты можешь поступиться своими интересами ради другого человека.

Сватовство гусара

Сватовство гусара

Все главные роли у нас играют молодые люди. В этом смысле мы тоже ушли от штампов. Знаете, у нас в оперетте есть типаж, который мне очень не нравится: это ходульный (неестественный, деланный – прим. «Культпросвет») герой и героиня «в возрасте». И вот они ходят, читают стихи, поют, а ты им вообще не веришь. Нашей задачей было сбить опереточную ходульность, чтобы все «страсти» выглядели сегодняшними. Главное для нас – показать взаимоотношения героев, их любовный треугольник, узнаваемые женские и мужские слабости. Мы хотим, чтобы это была настоящая история, чтобы она не пряталась за костюмы, за песни, чтобы можно было провести множество современных параллелей.

Вы делаете ставку на настоящую историю, настоящие чувства, а не внешний эффект, декорации и костюмы, которые в музыкальном театре очень любит публика?

Красивые костюмы у нас тоже будут. Ткани мы покупали в Литве, там же заказывали обувь. Сами костюмы шьем здесь, так как художник Юлия Бабаева очень серьезно относится к этому процессу. В костюмах она использует тему кружева, веера – ведь это Испания. Кстати, сейчас кружево – модный тренд, так что костюмы вроде бы исторические, но перекликаются с современностью. Мы оставили и даже немного усилили романтизм комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега, его флер, но на первом плане актеры, их взаимоотношения.

Сватовство гусара

Сватовство гусара

Как вы относитесь к режиссерскому диктату? 

Порой он нужен, потому что если дать артистам большую свободу, они как дети, не знают, что с ней делать. Кто-то должен принимать решения во всем: с актерами, с художниками, кто-то должен вести корабль, как капитан, и нести ответственность. Как говорил Второв: «Если спектакль хороший – это актеры молодцы, а если плохой – значит режиссер плохой». Такая особенность профессии, но в этом и интерес.

Сватовство гусара Территория мюзикла

Сватовство гусара

Все спектакли в Музыкальном театре и «Территории мюзикла» вы ставили с одной постановочной группой: Дмитрием Якубовичем, Андреем Меренковым, Татьяной Лисовенко, Юлией Бабаевой. Можно ли говорить, что это команда?

Да. Мы понимаем друг друга с полуслова, дружим и разделяем взгляды на творчество. Я пробовала работать с другими художниками, но с Андреем Меренковым у нас наиболее удачный альянс – мы дополняем друг друга, и можем сказать без обиняков, если кто-то неправ.

Каким бы вы хотели видеть свой театр через 10 лет?

Через 10 лет хотелось бы иметь здание и достаточно большой репертуар. Но не буду заглядывать далеко вперед. Главное, чтобы он не превратился в средство для зарабатывания денег за которое стыдно. А с другой стороны, чтобы это не был такой «бронзовый» театр, куда люди идут просто потому, что надо, ненавидят, а идут. Чтобы артисты шли с удовольствием на работу, а зрители – в зал.

 

Top