Меню

Новости

Екатерина Ивановна

Главная героиня волею судеб, давления мужских суждений и общественного мнения, опускается на дно людских страстей

В рамках фестиваля «ТЕАРТ» в Минске прошел показ нашумевшего спектакля «Екатерина Ивановна» в постановке Евгения Марчелли. Дмитрий Гузик читает в метро, смотрит кино, ездит на велосипеде и с замирающим сердцем смотрит на сцену. О трагедии женской красоты, жестокости и ханжестве – впечатления от увиденного Гузиком для Культпросвета.

Однажды я посмотрел фильм известного режиссера, снятый по реальным событиям и отличавшийся необыкновенной жестокостью. Во время просмотра создавалось ощущение, что автор смаковал многочисленные сцены насилия в картине. Тем не менее, этот фильм снискал самые восторженные отзывы критиков и зрителей, став одним из значимых событий в российском кинематографе в том году. Позже мне довелось обсуждать его в кругу знакомых, и одна из них восторженно отзывалась о картине. «Искусством можно называть то, что оставляет впечатление, вызывает эмоции, не важно, положительные или отрицательные,» – так парировала моя собеседница все доводы против необходимости такой жестокости в данном сюжете и искусстве в целом. Как это часто бывает, после недолгой полемики каждый остался при своем мнении, но работы того режиссера я смотреть перестал…

Театральная постановка Евгения Марчелли

«Екатерина Ивановна» – постановка Евгения Марчелли, награды которой говорят сами за себя: 4 номинации «Золотая маска-2011», призы фестиваля «Тверское Золотое Кольцо» в номинациях «Лучший режиссер», «Лучшая женская главная роль» (Анастасия Светлова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Николай Шрайбер). Несмотря на то, что за основу взята пьеса Леонида Андреева, писателя серебряного века, «Екатерина Ивановна» от Марчелли выглядит свежо и злободневно. И, я бы сказал, чересчур.

Спектакль Евгения Марчелли

Постановка ставит целью посмотреть на еще одну грань загадочности женской природы и красоты. Главная героиня, Екатерина Ивановна, волею судеб, давления мужских суждений и общественного мнения, опускается на дно людских страстей. И этот процесс режиссеру удалось показать действительно художественно и со вкусом – от интонации диалогов героев до цветов декораций и костюмов, которые по нарастающей нагнетают обстановку от начала до конца спектакля.

Театральная постановка Евгения Марчелли

Автор также делает Екатерину Ивановну более открытой, свободной в изъявлениях своих переживаний, что делает происходящее на сцене более эротическим и гротескным, а возрастной ценз публики поднимает до отметки «18+». Возможно, именно это послужило причиной появления освободившихся мест после антракта, а мне позволило второе действие смотреть сидя (т.к. именитая постановка собрала полный зал, и вся пресса была вынуждена стоять). Как цвета декораций и костюмов, так и эротизм действия достигает своего апогея к концу спектакля, заставляя невольно привыкнуть к обнаженному виду главной героини и вновь сосредоточиться на взаимодействии персонажей, репликах и диалогах. Кстати, в этом автор достаточно аккуратно следует исходному материалу, практически не отходя от оригинала.

После спектакля остается двоякое впечатление. С одной стороны, автору удалось добиться поставленной задачи – схлестнуться зрителя со страстью, граничащей с отчаянием женщины, разбитой об общественное мнение. С другой стороны, более традиционная, сдержанная подача происходящего на сцене также могла впечатлять зрителя, не прибегая к излишнему, как мне показалось, эротизму. Хотя, судя по восторженным отзывам критиков и наградам, присужденным «Екатерине Ивановне», мое мнение посчитают ханжеским.

Театральная постановка Евгения Марчелли

Кстати, тот жуткий фильм назывался «Груз 200» и был абсолютно неприемлем для просмотра. Если вы его еще не видели, не смотрите. Серьезно. А «Екатерину Ивановну» стоит посмотреть. И прочитать пьесу Андреева. Чтобы пережить драму женской красоты, насладиться слогом серебряного века, сравнить его с современной трактовкой и определить, насколько вы ханжа.

Top