Меню

Новости

Театр начинается с пандуса

Вместе с Сашей Чичиковой тестируем доступность минских театров

На Западе колясочников уже сложно назвать людьми с ограниченными возможностями. Они много путешествуют, увлекаются искусством, посещают театры — а ведь это визитная карточка культурной жизни любой страны. Тогда почему белорусы, имеющие препятствия в свободном передвижении, вынуждены мириться еще и с препятствиями в доступе к культуре? 

Театральная жизнь Беларуси концентрируется в столице, но даже здесь люди с инвалидностью до сих пор находятся в театральном вакууме. «Культпросвет» решил протестировать безбарьерность театральной среды Минска, чтобы рассказать читателям о реальном положении дел. Помочь в тестировании согласилась Александра Чичикова. Мы пригласили Сашу не потому, что она «Мисс мира на коляске-2017», а потому, что девушка активно интересуется культурой и сама играет в Свободном театре. У себя в Instagram Саша пишет: «Делаю все, чтобы показать: инвалидность не ограничение».

— Саша, какие у тебя отношения с театром?

— Я в театры хожу редко, но мне нравятся новейшие театральные форматы. Я была участницей постановки Белорусского свободного театра. Когда бывала в Киеве, периодически ходила в Оперный. С белорусским театром я не очень близка.

— Нет интереса или ты знаешь, что это будет плохо?

— Интерес у меня есть. Расскажу о своем печальном опыте трехлетней давности: я купила билеты в театр недалеко от моего дома, на Автозаводской, он как раз был после реконструкции. Я приехала — а там целая гора ступенек. Люди вокруг сами спешат, попросить о помощи некого. Благо, что смогла вызвонить администрацию театра. Внутри все было удобно, но из-за вот этого первого — и самого важного — барьера желание посещать театры отпало.

— В Беларуси уже началось расширение безбарьерной среды, инфраструктуру минских театров это тоже затронуло. Почему люди с инвалидностью остаются невидимыми?

— Некоторые высказываются, мол, пандусы сделали, лифты установили, но все равно людей на колясках нет. У меня готов для них ответ: «А откуда у таких людей деньги на то, чтобы выезжать в город?» Да и о полной свободе пока говорить не приходится.

 

После беседы с Сашей мы решили не только начать тестировать доступность театров на физическую безбарьерность,
но и узнать, есть ли в минских театрах скидки для людей с инвалидностью.
Некоторые открытия нас ошеломили, но обо всем — по порядку.

ТЕАТРЫ

— Если честно, за свои 24 года ни разу не была в Оперном! — признается Саша. Все поправимо: 13 марта мы сходили на «Сельскую честь», а заодно и протестировали безбарьерность Большого. На входе остро не хватает указателя, что людям на колясках нужен не центральный подъезд, а тот, что находится немного левее. Для людей с инвалидностью здесь есть лифт — на нем можно спуститься вниз, в полностью адаптированный гардероб, и подняться в партер — единственный доступный этаж зрительного зала для колясочников.

Уборная театра специально оборудована под людей на колясках. Но Саша, опираясь на опыт безбарьерности других пространств, например, минского аэропорта, предлагает вместо обычных дверных ручек установить горизонтальный поручень: так человеку на коляске не придется наклоняться, чтобы закрыть за собой дверь. Оптимальной для баланса была бы установка еще одного поручня со второй стороны от унитаза.

В буфет человек с инвалидностью попасть может, но при покупке будет испытывать очевидный дискомфорт. Саша поясняет:

— Когда кладешь деньги, приходится вытягиваться. Некоторым очень сложно поднимать руки вверх, у таких людей обычно слабая спина. И можно ли уровень стойки пониже сделать? Над этим я бы очень поработала. Здесь несколько залов, отведенных под буфет, можно адаптировать хотя бы один из них.

Зал. В партере для людей с инвалидностью доступен комфортный восьмой ряд: на него, как правило, всегда самые дорогие билеты.

Мы задали несколько вопросов администраторам театра:

— Есть ли льготы на посещение Оперного для людей на колясках?

— Именно для колясочника билет вообще бесплатный, если он не планирует пересаживаться из коляски в кресло. Если планирует, то покупает себе билет по обычной цене. Сопровождающий, если он есть, тоже приобретает билет по полной стоимости.

— Надо предупреждать администрацию о своем приходе?

— Обязательно. Ведь для таких зрителей отдельно открывается 9-й подъезд со специально оборудованным лифтом.

 

Культпоходом мы остались довольны, потому что, кроме возможных улучшений, о которых говорила Саша, среда Оперного театра доступна — и в физическом, и в материальном планах.

Пандус со стороны «Пионера», тугая входная дверь с узковатым проемом — и мы в Театре кукол. Гардероб рассчитан на удобства юного зрителя, с невысоким порогом. Саша сразу отмечает: «По гардеробу у меня вообще никаких вопросов».

В буфете тоже все хорошо, единственное — из-за бортиков под столом человеку на коляске приходится садиться боком.

Вся доступная зрителю инфраструктура Кукольного располагается на одном этаже, но уборные театра — на нижнем ярусе, поэтому зрителей с инвалидностью отправляют в санузел послеремонтного «Пионера» — даже из здания выходить не приходится. Но вот как раз в уборной мы столкнулись с очень интересной ситуацией.

— Если человек на коляске захочет в туалет в Кукольном или в «Пионере», он попросту не сможет это сделать — это закрытый вариант. Я думаю, нет особой сложности расширить проем, снести ступеньки и поставить один унитаз.

Администратор Кукольного ответила на наши вопросы:

— Человеку с инвалидностью нужно предупреждать, что он намерен прийти к вам в театр?

— Абсолютно не обязательно. Чаще всего такие люди приходят с сопровождением, и мы, естественно, выписываем пригласительные для сопровождающих.

— А скидки для людей с инвалидностью предусмотрены?

— Льгот на билеты нет, но каждый месяц по просьбе организаций мы выделяем определенное количество бесплатных билетов в наш театр, например, для Ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам.

 

Кстати, на втором этаже театра еще есть Музей кукол, но туда человеку с инвалидностью не попасть в принципе.

БОЛЬШАЯ СЦЕНА

Чтобы попасть в Купаловский на коляске, вам понадобится объехать здание театра — со стороны дворового фасада есть специальный лифт, который поднимет вас на второй уровень, чтобы можно было беспрепятственно попасть в адаптированный для людей с инвалидностью гардероб, а потом и в партер.

По сравнению с уборными других минских театров, которые мы видели, санузел Купаловского соответствует всем требованиям для удобства людей на коляске. Это просторное помещение, все оборудовано, даже душ есть. Саша шутит:

— А можно здесь остаться жить?

В глаза бросается непродуманно высокая стойка буфета. Саша комментирует:

— Ты сидишь низко, не можешь нормально расплатиться или взять тарелку. Если ты один, то это снова постоянные просьбы о помощи.

Администратор уточняет: «Мы дапамагаем. Рэальна дапамагаем». Спрашиваю: «А если будет наплыв людей с инвалидностью?» Мне отвечают: «Такога не бывае. Але было б цудоўна, калі б да нас прыехалі 338 чалавек на вазках».

Зал. Люди с инвалидностью могут занять места в партере справа или слева от первого ряда, сцена оказывается на уровне глаз.

— Калі ў нас не «перааншлаг» — таму што аншлаг у Купалаўскім, як правіла, заўсёды, — можам прапанаваць яшчэ і службовыя месцы ў апошнім радзе.

Если спуститься в первый ряд для колясочника не составит труда, то самостоятельно подняться к выходу по крутому подъему невозможно. Так что снова придется искать, кого бы попросить о помощи.

 

Недоступным для человека с инвалидностью остается Каминный зал этажом выше, где периодически проходят выставки, посвященные жизни театра.

КАМЕРНАЯ СЦЕНА

 

 

Самостоятельно попасть на Малую сцену Купаловского на коляске невозможно.

«Проблема четырех ступенек», — поясняют администраторы.

На Камерную сцену можно пройти только через служебный вход, но он, увы, не оборудован пандусом.

Однако нам все равно удалось туда попасть — с помощью механиков, которые спустили коляску.

В остальном среда этой части театра безбарьерна, доступно кафе, есть лифт со шрифтом Брайля на кнопках и озвучкой номеров этажей.

К слову, зал Малой сцены полностью адаптирован.

 

 

Может, все-таки стоит установить пандус, чтобы люди на колясках тоже увидели «Шабаны» и сходили на концерт группы ili-ili

После культпохода Саша делится:

— Практически в каждом дверном проеме Купаловского есть бордюр. Еще раз хочу отметить, что это я умею их преодолевать, у меня сильные руки. Но так не у всех. Если у человека плохое настроение, он хочет просто приехать в театр и расслабиться, ему все равно придется постоянно контактировать с людьми, просить их о помощи. И напрягаться, чтобы преодолевать эти пусть и маленькие, но барьеры.

В числе постоянных гостей Купаловского театра как минимум четыре человека с инвалидностью, среди них — и белорусская модель с ДЦП Ангелина Уэльская. Одна семейная пара, в которой жена пользуется коляской, приходит смотреть одни и те же спектакли по несколько раз.

В РТБД около двух лет существует программа «Безбарьерная среда»: театр принимает зрителей с инвалидностью по средам и планирует увеличивать количество «доступных дней». Что предлагает РТБД?

  • от 5 до 9 мест в первом ряду по специальной цене со скидкой
  • лифт, расположенный в служебной части театра
  • специально оборудованный санузел на втором этаже
Александра Рябкова-Горькая — PR-менеджер РТБД

— Мы не вели статистику, сколько человек приходило к нам по программе «Безбарьерная среда», но, если честно, цифра довольно небольшая. Самая главная проблема с доступностью у нас — два узких лестничных пролета, на которых невозможно установить подъемники. Проблему мы решили так: в служебной части театра есть лифт, на котором можно подняться в зал. Если люди с инвалидностью у нас впервые, им понадобится помощь администратора, если они приходят уже не в первый раз, как, например, Сергей Дроздовский, то без проблем доберутся в зал самостоятельно.

Что касается Молодежного театра, удобства для людей с инвалидностью предусматривались здесь изначально и существуют с открытия здания в 2014 году. Правда, буфет находится на втором этаже, что делает его недоступным для людей на колясках. А еще в санузле Саша обращает внимание на склад уборочной техники: «Наконец-то добились, чтобы в аэропорту и в ТЦ не делали из этого помещения склад, а тут — в театре».

В зрительном зале колясочник может разместиться в пространстве перед первым от сцены рядом. Более того, человек с инвалидностью имеет возможность купить билет по минимальной цене — 6 BYN.

Пространства

Сергей Щемелёв — координатор проектов Ok16

— Наше пространство открылось в октябре прошлого года в производственных помещениях завода, и мы активно стремимся к тому, чтобы сделать среду Ok16 безбарьерной для людей с инвалидностью — кроме одного небольшого порога и не до конца оборудованной уборной, наше пространство доступно. Более того, мы находимся на первом этаже, вход у нас с улицы, то есть можно сразу попасть в помещение, где проходит ивент. Кстати, в планах Ok16 даже есть мероприятия, которые будут проводить колясочники: ближайшее — 15 апреля.

Мы сделаем все возможное, чтобы к осени стать полностью оборудованными для приема гостей с инвалидностью. За это ответственны мы как команда.

Анна Дапшевичюте — соучредительница культ. центра КОРПУС

— Расположение на первом этаже играет в нашу пользу, зато есть другие нюансы: например, установленные пандусы не предназначены для самостоятельного использования. Мы обратились в Офис по правам людей с инвалидностью, ребята провели нужные замеры и полностью оценили безбарьерность КОРПУСА. Ждем результатов, чтобы понять, с чем работать в первую очередь. Это будет очень и очень дорого, но мы не жалуемся и верим: «Делай — будет!»

По нашим оптимистичным оценкам, КОРПУС станет полностью инклюзивной площадкой через год-два. Но и сейчас доступность на разных уровнях — одна из основных ценностей нашей сумасшедшей команды.

Мнения

«Культпросвет» обратился к Саше Авдевичу, который одним из первых начал расширять границы доступности для людей с инвалидностью в Беларуси. Он много путешествует, поэтому рассказал об опыте безбарьерности иностранных театров, а еще поделился, к кому идти за социальными изменениями.
Александр Авдевич — руководитель Лидского общества колясочников

— Театр — довольно древний вид искусства, поэтому театральная жизнь концентрируется, как правило, в локациях прошлых веков, когда никто не задумывался, что людей с инвалидностью вообще может интересовать культура. Поэтому сегодня эти помещения требуют адаптации. За границей я был в двух театрах — в Гамбурге и в Арсене (Нидерланды). Оба театра располагались в ужасно старых зданиях, но там ребята постарались: оборудовали лифты, установили подъемники — о помощи просить не приходилось.

Что касается Беларуси, пару лет назад со своей стороны я поднял вопрос в Лиде, и теперь все наши так называемые театральные подмостки уже friendly. Приехал к мэру и говорю, мол, как так-то? В регионах, как правило, все заканчивается резолюцией мэра.

Тут главное адекватность и очевидность, но если нет инициативы — а в регионах все зависит от активности местных деятелей, — то нет и доступности.

Мы попросили Александра Ергулевича, магистра социальной психологии, у которого тоже есть инвалидность, прокомментировать, почему театр — первоочередный, а не факультативный инструмент для развития людей с инвалидностью. Получилось довольно психотерапевтично:
А еще Татьяна Артимович, театровед и театральный режиссер, рассказала о тенденции включения людей с инвалидностью в театральный контекст. Как и почему ограничения человека в рамках театра становятся его особенностями?

Карта доступности

Мы готовы поделиться результатами нашего теста безбарьерности. Достаточно навести курсор на каждый протестированный нами театр Минска, чтобы узнать оценку его доступности для людей на колясках:

А главные тезисы о невероятных во всех смыслах слова инсайтах — в рефлексивном видео с Сашей Чичиковой.




Top