Меню

Новости

Конферансье

«De entertainer» — английская семейная драма на сцене toneelgroep amsterdam

 Пьеса «Конферансье» была написана специально для знаменитого английского актера Лоуренса Оливье. Она описывает кончину типично английского мюзик-холла, где основную программу составляли фокусы, чечётка, жонглирование и забавные песенки. Но была ли это кончина? Или только начало поп-культуры, перешедшей с театра на телевидение, тем самым расширив свою аудиторию до массовой, а цену снизив почти до бесплатной.

Illusion is the first of all pleasures

Как часто вы задумываетесь о том, что красивая картинка вокруг – красивые люди на вечеринках, фейерверки, красивые витрины магазинов и ресторанов – всего лишь иллюзия? Все так красиво и красочно, что начинаешь чувствовать подвох. Именно на такое время пришлась жизнь и творчество британского драматурга Джона Осборна. Он жил в середине XX века в Англии и работал в жанре социального реализма. Осборн вскрывал и демонстрировал проблемы британского общества через семейные отношения в достаточно водевильной форме.

Сейчас мы отличаемся только тем, что лишены оптимизма и амбиций сверхдержавы, а состояние перманентного кризиса переживаем практически безболезненно. Только вот в эпохе, когда каждый человек медиа и транслирует наигранность, он все более ощутим.

Но мы все играем по этим правилам и с радостью поддерживаем. Как писал Пушкин: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!». Хотя режиссер Эрик Вроедт в адаптации текста не дает прямых аллюзий на современные конфликты.

De entertainer: Катя Сакович из Амстердама специально для Культпросвета

De entertainer: Катя Сакович из Амстердама специально для Культпросвета

De entertainer: Катя Сакович из Амстердама специально для Культпросвета

Ik deed alles voor de show

На сцене toneelgroep amsterdam театра торжественно открывается бархатный занавес, зажигаются огни бродвейского шоу и конферансье объявляет спектакль «De entertainer». Блестящие костюмы, парики, высокопарные и громкие фразы – все это необходимая оболочка происходящего. Индикатор того, что красивая картинка – это только иллюзия.

Главный герой, глава семьи Арчи Райс – конферансье, типичное лицо Британии того времени. Он исполняет иронично-циничные песенки между разборками со своими родственничками, сыплет плоскими шутками и делает замечания зрителям. Конферансье – это кто? Это всего лишь человек, который объявляет следующий номер. Он ничего не делает, но иногда важнее происходящего на сцене. Он задает тон и настроение спектакля. Все остальное время мы видим дом, в котором встречаются три поколения: отец Арчи Билли, дочь Жан, сын Мик и жена Фиби.


Сцена построена в виде тоннеля, превращаясь в воронку, благодаря оптической иллюзии. И кажется, что мы, большие зрители, подсматриваем за маленькой комнатой. Семья постепенно пересекает пространство, перемещаясь на первый план. Их характеры становятся выразительнее, как и лица. Люди выглядят естественно и современно, это сбивает с толку. Невольно задаешь себе вопрос, спектакль о прошлом? Ждешь, когда начнут разворачиваться события, меняться декорации, но ничего не происходит.

Единственное, что создает глубину – это расстояние между раньше и сейчас, между тем, что происходит на «сцене» и в «частной жизни».

По центру гостиной сидит отец Арчи, который вместе со своим сыном работает в мюзик-холле и пытается идти в ногу со временем. Сам Арчи дома превращается в потерянного человека, который упивается своей горечью, злобными шутками в адрес жены и алкоголем. Жена Арчи, серая мышь Фиби, как ее называют, едва ли не самый активный и эмоциональный персонаж. Она готова то раздеться, напоминая мужу, чего действительно стоит, то истерически упиваться джином, ей свойственно все, кроме привычного поведения хозяйки дома.

Единственный образованный и критически настроенный герой этой компании – дочь Жан Райс. Спектакль и начинается с ее возвращения из Лондона. Однако Жан разорвала помолвку и разочарована в личной жизни. Сына Мика вся семья ждет с фронта.

 

Арчи и Билли Райс пытаются сохранить свое шоу, ссорятся с судебными приставами из-за накопленных долгов. Здесь пьют и ругаются все. Потом дают обещания, которые не смогут выполнить. В какой-то момент Фиби говорит: «Жаль, что я знала, что нас ждет».

Но нам кажется, что герои до последнего не хотят осознавать реальность, пытаясь окружить себя иллюзиями действия. Их борьба такая пассивная, что напоминает возню в своем огороде.

Единственное что дает силы существовать – это юмор.

Циничный и пресыщенный отец семейства Арчи и полная надежды и позитивных стремлений дочь Жан все равно части одной «ячейки общества». Через личную драму этих людей проступает острая социальная критика. Как и полагается в драматических произведениях, обещания, в итоге, оказываются ложными. Умирает и старое, и новое.

Семью Райс можно рассматривать как метафору мира в состоянии упадка. Люди – просто элементы системы. Остается ли надежда на новое поколение? Когда даже театр становится похожим на стендап-шоу на телевидении.

А можно начать действовать, менять себя и свою жизнь, выйти из социальных сетей и посмотреть настоящий спектакль.

Top