Казалось бы, притчевая повесть Чингиза Айтматова с присущими ей медитативным темпоритмом развертывания событий, монологичным характером, приметами киргизского быта исключает возможность ее постановки в оригинальном варианте. Однако именно поэтический, ассоциативно-иносказательный характер пластики и музыки выявляет в литературном первоисточнике метафорический надтекст.
Литературный сюжет в постановке предельно обобщен: никакой Киргизии (о ней вспоминают лишь в сцене свадьбы, когда на молодых водружают высокие меховые шапки), бытовой конкретики, буквального этнографизма. Перед зрителем разворачивается условная история женской судьбы в чередовании важнейших ее этапов: юность, первая любовь, замужество, рождение детей, свадьба сына, появление на свет внука… Жизненный круговорот прерывается войной, забирающей самых дорогих людей.
Столь же обобщенны и герои спектакля. Они лишены конкретных имен и предстают скорее образами-архетипами. На сцене действуют Мать, Отец, Сыновья, Невестка и даже Мать-Земля. Похожая на героиню античного эпоса, она безмолвно и бесстрастно наблюдает за происходящим.
Трудно сказать, что в спектакле первично – пластика либо музыка. Скорее, их единство и взаимодействие. Актеры здесь не просто играют посредством тела, но действуют в едином ритме, тонко реагируя на нюансы музыкальной партитуры. При этом пластические формы используются постановщиком во всем их многообразии. В спектакле есть и пантомима, и народные плясовые мотивы, и жанрово-бытовые сценки (игра в мяч, свадьба), и лирические дуэты с вкраплением лексики современного танца и классической завершенностью поз. Столь глубокое знание средств пластической выразительности неслучайно: Сергей Землянский в прошлом – актер легендарного российского коллектива contemporary dance – театра «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой.
Сквозной темой спектакля является тема разрушения, утраты, необратимой потери. «С каждым годом в большинстве своем мы утрачиваем, постепенно теряем структуру семейного уклада, – рассказывает о постановке сам режиссер. – Что для нас сегодня понятие «отчий дом»? Почему мы перестаем ценить и беречь традиции, которые имеем? Что происходит с человеком, когда звенья цепи разрушены и уже не так крепки? Эти вопросы актуальны, надеюсь, не только для меня».
Отдельные сцены спектакля воспринимаются избыточно пафосными. Однако это оправдывается горячим желанием режиссера высказаться на волнующую тему и талантливой сценической реализацией.
Что посмотреть в тему:
Танцспектакли Татьяны Багановой («Свадебка», «Весна священная», «Полеты во время чаепития», «Сказка» – совместный проект студии SounDrama Владимира Панкова и «Провинциальных танцев»)
Всегда интересно проследить, как соприкасаются стиль учителя и ученика.
«Шинель» по мотивам повести Н. Гоголя в постановке Валерия Фокина (театр «Современник»)
Спектакль интересен с точки зрения взаимодействия звука и пластики, визуально-постановочных приемов. Слово здесь также выполняет вспомогательную функцию. Как и в «Материнском поле», оно является лишь элементом в общей звуковой партитуре.