Международный театральный форум «ТЕАРТ» при поддержке ОАО «Белгазпромбанк» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» привозит на минские сцены самые яркие и разнообразные спектакли со всего мира. Отборщики фестиваля ежегодно отправляются на поиски лучших из лучших. В юбилейный пятый год форума организаторы совместно с интернет-журналом «Культпросвет» подготовили для вас серию рассказов об актуальном европейском театре. Вы сможете почувствовать атмосферу крупнейших фестивалей и будете в курсе актуальных течений, а в октябре с легкостью сориентируетесь в программе форума «ТЕАРТ-2015».
ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3
В первую неделю марта в Будапеште проходил венгерский шоукейс-фестиваль Duna Part 3. Цель его – показать современный венгерский театр во всех его проявлениях, включая пластические и драматические спектакли, постановки государственных театров и независимых групп. В программу шоукейса включено 27 представлений разных жанров как от начинающих режиссеров, так и от признанных мэтров.
Duna Part 3 – платформа кооперации и взаимодействия венгерских профессионалов и гостей со всего мира, включая арт-менеджеров, журналистов, отборщиков фестивалей, режиссеров и актеров. А интерес к венгерскому театру высок: на фестиваль приехало около ста двадцати гостей из тридцати стран. В составе многочисленной делегации из США был замечен знаменитый «невозвращенец» из СССР звезда американского балета Михаил Барышников.
«ТЕАРТ» вместе с журналом «Культпросвет» тоже не смогли остаться в стороне.
Фестиваль открыла постановка «Петра Фон Кант» молодого режиссера Кристы Сэкели. Это театральная адаптация фильма немецкого классика Райнера Вернера Фассбиндера. Персонажи Петры и ее любовницы Карин в театральной версии рифмуются с фильмом, но переосмысливается другая важнейшая героиня – служанка Марлен. Если у Фассбиндера она была безмолвной и безропотной почти что рабыней Петры, то в спектакле она просто делает свою работу и, так уж сложилось, живет со взбалмошной начальницей. С помощью ряда комичных сцен Сэкели лишает историю трагизма и напряжения в отношениях хозяйки и служанки и фактически эмансипирует Марлен, делая ее полноценным и сознательным субъектом действия.
Два с половиной часа зрителя держит в напряжении другой дебют – спектакль «Мария Стюарт» Ильдико Гаспар. Она взяла за основу классический текст Фридриха Шиллера о скандальной шотландско-французской королеве. На сцене пьеса превращается в настоящий психологический триллер в безупречных декорациях о противостоянии двух сильных женщин, где сидящая в заточении Мария Стюарт обладает чуть ли не большей властью, чем фактически правящая страной Елизавета.
«Гвоздями» фестиваля и основными приманками для международной публики были спектакли уже получивших мировое признание Корнеля Мундруцо и Белы Пинтера. Корнель Мундруцо, чей фильм «Белый бог» не так давно шел в Минске, предложил публике постановку «Деменция». Действие спектакля происходит в больнице для страдающих слабоумием людей. Новый владелец здания планирует сделать на месте лечебницы заведение для порночатов, для чего нужно выгнать больных. На сцене творится полный кавардак: танцы, душераздирающие исповеди, песни, членовредительство крупным планом, нелепые сексуальные эпизоды и трюки из дешевых ужастиков. Трагичная история подается настолько остроумно, что хохочет весь зал. Это даже не смех сквозь слезы, но смех, когда слезы уже ни к чему: жизнь есть боль, она несправедлива, и выхода, в общем-то, нет. «Деменция» Мундруцо – это полная безнадега и мрак Ларса фон Триера под зажигательные песни и шуточки на грани фола в духе Эмира Кустурицы. Умение сочетать самые жесткие сюжеты с комедийными элементами – важная отличительная черта венгерского театра.
Бела Пинтер не особо церемонится со зрителем. В самом начале спектакля «Наши секреты» мы узнаем, что главный герой мучается от сексуального влечения к семилетней девочке. Педофилия – одна из немногочисленных табуированных тем, оставшихся в современном театре, поэтому даже самый подготовленный зритель может испытать шок. Не единожды звучащая со сцены фраза «Член – это беспощадный диктатор» словно оправдывает педофила и взывает к сочувствию, никак при этом не отрицая чудовищности его порывов. Место действия спектакля – коммунистическая Венгрия 1980-х, герои играют в фолк-группе, и постановка полна музыкальных отступлений и забавных несуразиц. Параллельно с попытками разобраться в природе перверсивного сексуального желания Пинтер высмеивает советские реалии и явно критикует падкость людей на сконструированные властями идеалы.
Однозначное одобрение критиков получил спектакль «Тетрадь» режиссера Тшабы Хорвата по роману швейцарской писательницы венгерского происхождения Аготы Кристоф. Минималистичная сценография прекрасно сочетается с нарочито примитивным языком романа. «Тетрадь» – физический театр в лучшем его проявлении. Тела актеров транслируют параллельный вербальному нарратив, который то совпадает с тем, что мы слышим, то обгоняет слова, то вносит новые смыслы в проговариваемый и отображаемый на экране субтитров текст.
Любопытный сайт-специфик-проект «Прогулка – Urban Fate Tourism» представил режиссер Мартин Боросс. Зрительские кресла спектакля – автобусные сиденья, для саундтрека и текста – наушники, декорации – спальный район Будапешта, а сцена – тротуар. На обычном автобусе публика отправляется на экскурсию по городу, которая оказывается экскурсом в жизнь персонажа, размышления и воспоминания которого мы слышим в наушниках. Он в последний раз едет по Будапешту, и его прошлое, мысли, сны и мечты буквально оживают на улицах города. Спектакль делает поразительное: сначала настраивает зрителя на специфический театральный регистр восприятия, а потом заставляет смотреть на абсолютно привычные вещи. Так частью постановки становятся не только актеры, но и соседи по креслам автобуса, а также все то, что мы привыкли называть реальностью. Надевая на зрителя «очки» персонажа, предлагая посмотреть на мир глазами другого человека, спектакль провоцирует то, что французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр называл тошнотой. Это сильнейшее переживание реальности, всамделишности собственного существования и всего, что происходит вокруг. Urban Fate Tourism – это возможность настоящего выхода за рамки обыденного, «фонового» восприятия жизни.
Завершил шоукейс Duna Part 3 спектакль Арпада Шиллинга «Лузер», самое прямолинейное, политичное и саркастичное высказывание фестиваля. Лузер – сам режиссер, который пытается бороться с несправедливыми государственными условиями, но в результате теряет все, а взамен получает бутафорскую награду «за вклад в культуру». От Шиллинга достается не только официальным властям, но и «независимым» европейским донорам. На примере создания ангажированного псевдофеминистского спектакля режиссер показывает, как тонка грань между защитой прав угнетенной группы и эксплуатацией ее представителей для создания приносящего дивиденды «правозащитного» дискурса. В спектакле предсказуемо не обходится без зажигательной музыки и развеселых танцев.
Duna Part 3 показал важность организации шоукейс-фестивалей в отдельных странах для презентации локальных продуктов международной публике. На заключительной дискуссии с участием критиков из разных стран часто звучал тезис о том, что в Венгрии, с ее нынешними экономическими и политическими проблемами, парадоксальным образом развивается невероятно прогрессивный, талантливый и свободный театр. Режиссеры не боятся указывать на самые больные точки современного общества, но при этом не ударяются в занудство и назидательность, а создают качественные зрительские продукты. Благодаря Duna Part 3, многие спектакли фестиваля начнут свое путешествие по разным странам. «ТЕАРТ» тоже взял на заметку несколько самых любопытных постановок.