Меню

Новости

ТЕАРТ: Крейзи локомотив

Национальный словенский театр представил пьесу «Szalona lokomotywa» польского драматурга Станислава Виткевича, известного экспериментами не только с театром, но и с психотропными веществами.

Публика удивлялась, возможен ли авангард в нацтеатре? «Не возможен, – прислали SMS перед спектаклем наши словенские товарищи. — Но вы увидите исключение».

Машинист и кочегар выходят на сцену, попрощавшись с женами, отправляются в дорогу на локомотиве. Они долго переругиваются под аккомпанемент двух клавишных, которые и изображают движение поезда. Сначала звучит это странно и даже нудновато. Но в какой-то момент из живой музыки, криков и резких шумов, от которых передергивает, медленно и усердно составляется картина несущегося поезда. Разворачиваясь в узком пространстве между двумя музыкальными инструментами, преступники-убийцы выясняют отношения. Между делом они разгоняют машину до максимальной скорости и говорят: «Будь что будет». Говорят резко и даже задорно.
5_crazy_880_380

Пространство становится все меньше. В нем появляется молодая дерзкая женщина Джулия, из-за которой и ссорятся герои. Потом втискиваются недовольные участью камикадзе пассажиры. И ощущение движения становится все стремительней и стремительней. Катастрофа кажется неминуемой.

Szalona lokomotywa, foto Peter Uhan

И вот мы будто зависли в воздухе и десятые доли секунды оставшейся жизни тают на глазах.

Кажется, спектакль затевался как раз ради этой секунды, которую режиссер и актеры спектакля рады были тянуть вечно. Секунды настоящей жизни. Гореть, а не тлеть! Совершать подвиг, а не ждать милости от жизни!

Подвиг, который в какой-то момент кажется придуманным на ровном месте. Герои придумали себе новые имена, и мы путаемся, то ли они два самых великих преступника в мире, то ли это кочегар и машинист, которые пытаются хоть как-то оживить свое безрадостное существование.


Романтический дух спектакля идет корнями в ощущение жизни и реальности, которое мы порой начинаем терять. И этим полуабсурдистская пьеса из 1920-х находит свое звучание и сегодня.

Спектакль заканчивается гулкой тишиной разочарования. Катастрофы не произошло? Осталось осознание тошнотворной невозможности подвига и героической смерти. Нас будут греть только воспоминания о несущемся навстречу опасности сумасшедшем локомотиве.

Альяж Йованович: Мой герой — кочегар. И он вообще-то преступник…Со своим компаньоном он принимает решение разбить поезд. Поступок не такой уж плохой. Это метафора. У каждого из нас есть границы. В жизни бывает момент, когда есть возможность выйти за них и стать новым человеком. В реальности сделать это бывает трудно, но театр позволяет принять такое сложное решение. Он всегда дает мне чувство свободы.

Тина Врбняк: Джулия, девушка, которую я играю, желает получить все на 100%. Она хочет жить настолько полно, насколько это возможно.

Янез Шкоф: Мой герой – машинист, сумасшедший, который не знает, что делать со своей жизнью. Он был большим убийцей, совершал преступления со своей женой. Но теперь он больше ее не любит. И он хочет закончить свою жизнь сделав что-то сумасшедшее. В этом спектакле не существует белых и черных персонажей. Цвет моего героя? Пожалуй, синий и черный, а иногда и желтый, очень яркий.

Top