Меню

Новости

Татьяна Зайдаль

Как взять себя в руки и выступить перед публикой

Лекторка Таня Зайдаль рассказала о работающих приемах публичного выступления и дала наводку на шесть отличных лекций апреля, на которые вы еще успеваете.

Если вы интересуетесь афишей Минска, то точно знаете Таню Зайдаль. Ее конек – лекции об искусстве, которые она читает так, что забываешь рассмотреть соседа по креслу, заглянуть в чужой конспект и проверить, что постят в Facebook.

За последние два года Таня прочла больше сорока лекций и стала минским популяризатором искусства.

Александра Ткачева встретилась с Таней Зайдаль и узнала, как не превратить свое выступление в катастрофу и какие шесть лекций сделают апрель насыщенным и ярким, как «Подсолнухи» Ван Гога.

T-Zaydal-350x350
Таня Зайдаль – культуролог, лекторка проекта «AUDITORIUM»

Все самое хорошее происходит случайно, и с лекциями у меня сложилось так же. Я и Аня Самарская (руководительница проекта «AUDITORIUM») одно время были коллегами – вместе работали в музее современного искусства. И в очередном разговоре пришли к мнению, что нам интересно заниматься образованием в Минске. Все началось с четырех лекций по древним эпохам, а потом этот блок разросся до полного курса истории искусств всех эпох. Вот так я начала читать лекции.

 Говорят, что страх публичного выступления – второй после страха смерти. Поэтому если вы испытываете дискомфорт, когда на вас устремлены несколько десятков глаз, возможно, вы просто человек. Многие профессии связаны с презентацией, с необходимостью отстоять свою позицию, защитить рекламную кампанию, представить спонсору продукт. В жизни есть множество ситуаций, где такой опыт может пригодиться. С первобытных времен ничего не изменилось – если вы хотите донести что-то до большого количества людей, вам придется об этом рассказать.

T_Zaydal7_kltprsvt

1. Не стоит и начинать

Первое и самое главное – вам должно быть интересно то, о чем вы рассказываете. Спросите себя: кайфуете ли от того, о чем хотите рассказать, хотели бы вы поделиться этим с друзьями? Если да, можете начать усиленно тренироваться: на друзьях или домашних животных. К примеру, Уолтер Левин, профессор, который преподает в одном из крутейших университетов США, как-то поделился, что каждую свою лекцию репетирует в пустой аудитории не меньше трех раз. А финальная репетиция проходит в пять утра в день лекции. Здесь все измеряется практикой – чем больше тренируешься, тем свободнее себя чувствуешь. Никто не рождается оратором – этот навык нужно развивать.

2. Правило 15 минут

При подготовке спича нужно учитывать, что после 15 минут выступления внимание аудитории будет стремительно падать. Есть график внимания, который показывает, что через 15 минут оно будет где-то возле нуля. Поэтому при подготовке нужно учитывать время, когда люди устанут, чтобы в этот момент показать или рассказать им что-то развлекательное, переключить их внимание обратно на себя. И еще одна деталь, которую нужно учитывать – то, что вы скажете в конце, слушатели наверняка запомнят лучше. 

3. Перед выступлением нужно принять сон

Чем лучше вы выспитесь, тем лучше будет ваша речь. Опробовано, проверено. Восемь часов, и вы будете на коне! Есть люди, которые пьют алкоголь, перед тем как выступить, но я не советую. И не только из-за вреда для здоровья: это вызывает психологическое привыкание – наступит момент, когда нужно будет прочитать лекцию, а возможности выпить алкоголя не будет. Вот тогда можно растеряться, потому что обычного расслабления нет.

4. Зов джунглей

А как найти позитивный настрой и хорошее настроение? Есть разные методы, и один из них – «Горилла». Уединиться на пару минут и сделать то, что вас взбодрит: попрыгать, побегать, побить себя в грудь. Да, этот момент был в «Волке с Уолл-стрит». А может быть, есть какая-то песня, которая вас приводит в боевой настрой – нужно ее послушать. Один мой приятель смотрит клип, который делает его боевым – после этого он может сразу толкнуть спич! Если у вас есть такое средство, нужно его использовать.

5. Страх и трепет

Когда на мою лекцию пришло много людей, я чувствовала страх и трепет. Если перед выступлением очень страшно, просто доведите до абсурда свои фантазии: насколько плохо вы можете выступить? Что с вами сделают? Закидают тухлыми помидорами, выгонят взашей? В конце концов, вы дойдете до состояния, когда вам станет смешно, а не страшно. Вы поймете, что даже если будет проблема, все можно исправить: вступить в диалог с аудиторией – объяснить, в чем проблема, или пошутить, чтобы сгладить неловкий момент.

От страха точно избавит знание материала, потому что вы будете уверены в том, что говорите. Для большего спокойствия имейте при себе записи, карточки с основными пунктами выступления. Если вы забыли, о чем должны говорить дальше, можно применить такой лайфхак – спросить, есть ли к вам вопросы у зала и нужно ли что-то пояснить.

6. Друзья в зале и актерские уловки

Чтобы быть уверенней, я представляю, что рассказываю лекцию друзьям, потому что перед ними можно говорить свободно и раскованно. Вообще, стоит приводить на свои публичные выступления друзей – они укажут на ошибки или на удачные моменты. У меня есть приятель, который приходит на мои лекции и всегда говорит, что так, а что нет.

Еще один метод, который применяют артисты театра – выберите одного человека в зале и читайте ему. Я сама так делала.

7. Вас должен понять каждый

Избегайте слов-паразитов. Нужно работать над речью, других вариантов нет. Если вы рассказываете для людей разных возрастов, профессий, уровня образования – не используйте слова, которые понимаете только вы и узкая группа людей. В аудитории вас должен понять каждый.

8. Всегуглящий слушатель или «давайте спорить!»

Все люди разные. Бывает, что человек внимателен, даже слишком – через каждое слово гуглит, что ты говоришь. Если это сильно отвлекает, можно сказать, что сейчас будет важный момент и нужно сконцентрироваться.

Если с вами вступают в полемику или ставят под сомнение ваш авторитет, неадекватно реагируют, нужно понимать – высказывания другого человека характеризуют только его. Все как с вашей публичной стеной в соцсетях. Если на ней напишут гадости, то это скажется только на авторитете человека, который на это пошел. Вы же должны отвечать только за свои слова. А полемики бояться не нужно. Это значит только то, что все люди разные и у каждого свое мнение.

9. Быть не только спикером, но и слушателем

На лекции вы сможете узнать о научных открытиях, услышать самые последние новости – и все это прямо здесь и сейчас, находясь в Минске. Лекция – это такая выжимка материалов, которые лектор обрабатывал очень долго. Кстати, вот на какие лекции я бы и сама пошла во второй половине апреля.

4-я промышленная революция: как будет меняться наше общество?

ЦЭХ / 19 апреля, 18:30

19 апреля ECLAB приглашает на лекцию немецкой экспертки Сабины Гиллезен, которая расскажет, как тотальная дигитализация меняет общество и что такое «четвертая промышленная революция». У меня к этой теме профессиональный интерес, но это будет интересно любому человеку, интересующемуся будущим и технологиями.

Фон Трыер, Каурысмякі, Андэрсан: у кожнага сваё кіно

Сон Гоголя / 21 апреля, 19:00

Лекция Антона Долина в рамках кинофестиваля «Паўночнае ззянне». Антон Долин – известный российский кинокритик, работает для кинорубрики «Вечернего Урганта», «Meduza», «Афиши». Если хочется послушать про фон Триера, то вечер пятницы нужно провести именно здесь.

Почему мы больше не взрослеем?

ЦЭХ / 24 апреля, 19:00

Во время моей лекции «Почему мы больше не взрослеем?» расскажу, как так выходит, что детство становится бесконечным, почему нас будут учить наши дети, и на примерах покажу, как массовая культура поощряет культ юности.

Скромное обаяние французского материализма

Сон Гоголя / 25 апреля, 19:00

Лекция философа и переводчицы Лины Медведевой. Я была заинтригована описанием лекции – такое не может не заинтересовать. «Лекция о том, что сегодня происходит на фронте, открытом Платоном полторы тысячи лет назад. Бессмысленная и беспощадная борьба неравных сил продолжается по сей день. Что делать? И кто виноват? Квентин Мейяссу, представитель современной французской философии, изложил свои тезисы о случайном и необходимом в труде «После конечного. Эссе о необходимости стечения обстоятельств», желая пролить свет на вопросы о самом важном в жизни любого человека — существует ли абсолютное? что мы можем знать? куда пропадают носки?»

Альмира Усманова: «Революция и репрезентация»

Галерэя Ў / 28 апреля, 20:00

Нельзя просто взять и не посетить лекцию Усмановой на Artes Liberales. Визуальная и культурная исследовательница, профессорка Альмира Усманова всегда задает высокую планку себе и слушателям, и это прекрасно. Тема этого фестиваля – «Революция» в разных контекстах, репрезентациях, и в целом идеи, меняющие наше сознание. Для конца апреля – то, что нужно.

Top