Меню

Новости

Домашний лекторий

Семь нескучных онлайн-лекций по искусству от куратора Анны Самарской

Анна Самарская делает все, чтобы образовывать минчан в области искусства. Лекции по понедельникам в ЦЭХе – дело рук Ани и команды, с которой она работает. Александра Ткачева узнала, в чем секрет успешной лекции, почему образование – это всегда выгодно и какие лекции можно послушать, не выходя из дома.

Бывают ситуации, когда вроде бы и хочешь рассказать об искусстве, но твоя искусствоведческая карьера заканчивается ровно тогда, когда ты стоишь с друзьями перед картиной и не можешь вспомнить ничего, кроме имени автора: «Шишкин!» – говоришь ты и смекаешь, что лучше отойти подальше от таблички под картиной, чтобы  не подумали чего плохого.

К счастью, в последние несколько лет появляется все больше самых разных лекций по искусству, рассказанных интересным и доступным языком.  Но что делать, если после работы или учебы лень куда-то идти, но в то же время хочется узнать что-то новое?

samarskaya
Анна Самарскаякуратор, организатор научно-образовательных проектов, координатор лекций по искусству в пространстве ЦЭХ

Люди хотят образовываться всегда – даже в годы экономического кризиса одна из немногих сфер, которая не провисает, – образование. Человек воспринимает знания как новые возможности: «Я узнаю что-то новое, буду развиваться и, возможно, это станет моей сферой реализации». Если мы хотим быть людьми наполненными и интересными, нужно следовать принципу lifelong learning (модель саморазвития, основная идея которой – обучение в течение всей жизни). В этом помогают образовательные мероприятия, которые дают не только профильные знания, но и возможность провести свое время не по-обывательски.

Я восхищаюсь людьми, которые зимой в семь часов вечера выходят с работы и едут в ЦЭХ или на Кропоткина (лекторий на Кропоткина, 44 – прим. «Культпросвет»), чтобы послушать двухчасовую лекцию во время своего законного отдыха. В этом прелесть дополнительного образования. Ты это делаешь для себя, а не для отчетности в школе или институте. Сколько возьмешь – столько и твое. 

unkn8685

Сегодня без образовательного сегмента не обходится ни один фестиваль: FSP уже несколько лет делает edutainment, фестиваль Smartfilm всегда подготавливает несколько лекций. Театры, музеи, галереи, выставочные пространства понимают: чтобы расширять свою аудиторию, нужно не просто предлагать какую-то услугу – сходить в музей, посмотреть выставку, – но и включать в свои мероприятия лекции для посетителей. С прагматичной точки зрения такое наращивание аудитории – маркетинговый ход, с другой стороны, образовывать людей, вкладывать знания  – это социальная ответственность.

Успех лекции определяют несколько факторов. Первое – тематика. Есть темы, которые точно будут интересны. Если делаешь лекцию по Китаю, Древнему Египту, магическим тайнам ацтеков, зал будет забит до отказа. Второе – лектор. Необходимо, чтобы человек был не только специалистом в своей сфере, но и обладал харизмой. Например, Никита Монич сегодня уже стал одним из узнаваемых медийных персонажей.

Лекции, о которых я расскажу, могу посоветовать своим друзьям. Их можно посмотреть в последний рабочий день перед каникулами – это позволит провести время интересно и с пользой, когда работать уже не хочется.

«ОТ ЧЕРНОГО КВАДРАТА» К ЧЕРНОЙ ДЫРЕ» / АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ

У Кончаловского свой критический авторский взгляд на состояние современного искусства. Он приводит доводы о том, что стремление стать популярным разрушает само понятие искусства, рассказывает, почему европейское искусство находится в упадке. Конечно, это индивидуальное мнение и, возможно, ты с ним и не согласен, но получаешь настоящее удовольствие от манеры подачи и обоснований.  

Из лекции вы узнаете, как Микеланджело продал свою первую картину и что Дэмьен Херст несколько раз заменял акулу, потому что она тухла в аквариуме в формальдегиде.

«ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТОЧКИ» / ЯНДЕКС

Яндекс сделал шестиминутный ролик о Кандинском – дайджест по биографии и творчеству.  Обожаю, когда с помощью инфографики живописно и структурно рассказывают о том, чего добился художник, какие картины написал. Конечно, такого рода лекции – это только старт, возможность зацепиться и искать что-то про Кандинского дальше, чтобы разбираться в его творчестве.

Если прокрастинировать дома или на работе надоело и хочется наконец провести время с пользой, можно посмотреть этот прекрасный ролик и узнать что-то новое о Кандинском.

«МОНА ЛИЗА». В ЧЕМ СЕКРЕТ?» / HEY, VINCENT!

Молодые ребята из Екатеринбурга создали целый канал об искусстве и назвали его HEY, Vincent!. За 7-10 минут вы можете узнать факты об известных картинах и художниках. Например, в ролике о «Моне Лизе» объясняют, почему произведение стало популярным. Конечно, помимо того, что его написал гений Леонардо да Винчи, картина получила свой пиар после того, как ее украл в начале XX века итальянский безумец Винченцо Перуджа. Подключились масс-медиа, все стали обсуждать этот случай, и вот так она стала известной.    

Эти лекции для тех, кто хочет козырнуть знаниями из разряда «а знаете ли вы?». Здесь как раз та самая выжимка, из которой вы можете узнать что-то интересное из истории искусств.

«СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД», ЭЖЕН ДЕЛАКРУА / ИЛЬЯ ДОРОНЧЕНКОВ

Цикл лекций «Как понимать искусство XIX  века?» – отличная возможность узнать что-то новое за 20 минут – время, за которое можно приготовить завтрак. Истории восьми картин, которые мы знаем визуально, но не вспомним о них ничего, кроме названия и имени автора. Лектор рассказывает, кто написал произведение, что происходило в период создания, почему изображение явлено именно таким. Например, «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа. Свобода с красным флагом мчится вперед, и получается, что она сносит всех, кто стоит перед ней, т.е. нас, зрителей. Посыл такой – революция сносит всех без разбора.

Под каждой из лекций есть небольшой конспект, но знайте, что это всего лишь 10% от того, что рассказывает Илья. А посмотреть стоит, потому что рассказывает он понятно и увлекательно.

«САМАЯ БЫСТРАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА XX ВЕКА» / «АРЗАМАС»

Крайне интересная вещь, потому что за 20 минут можно получить общую картину русского искусства ХХ века: от «бурлаков» (картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» 1870-1873 г.г.) до Кулика (Олег Кулик, российский акционист, художник ХХ века). Это дает понимание того, чем соцреализм отличается от соцарта, какие объединения русских авангардистов существовали в начале ХХ века и чем они отличались друг от друга, как влияли на искусство Сталин, Брежнев, что значит быть официальным художником.

Этот проект  включает в себя одну 20-минутную лекцию и восемь аудиолекций, которые озвучивает Сергей Шнуров и Ксения Кутепова. Вот я сейчас прикидываю, кто из белорусских актеров мог бы озвучить лекции о белорусском искусстве?

«ТОМАС ХИШХОРН И ПАВЕЛ АЛЬТМАХЕР» / ИРИНА КУЛИК

Лекции искусствоведа Ирины Кулик выходят в рамках проекта «Несимметричные подобия» на протяжении четырех лет. Фишка ее лекций в том, что она берет двух деятелей искусства и сопоставляет их работы, биографии. Допустим, видео про Томаса Хиршхорна и Павла Альтмахера. Два ключевых персонажа в современном искусстве, о чьих работах зрители часто спрашивают: «Почему это вообще искусство?». Ирина знакомит зрителя с художниками, рассказывает, зачем мы должны их знать, почему они популярны и почему мы о них говорим.

Мы, зрители, каждый раз ругаем современное искусство за то, что оно непонятное, ему все равно, что переживает обычный человек. Это не так! Самое классное современное искусство как раз-таки идет к людям, и в лекции об этом рассказывается.

«ТАКИ СУДЬБА: ВЕЗУНЧИК ШАГАЛ И «ШЛИМАЗЛ» СУТИН» / ЮЛИЯ ЧЕРНЯВСКАЯ

Эта лекция из цикла «Круги на воде», подготовленного культурологом Юлией Чернявской, – жизнеописание еврейско-белорусских художников начала ХХ века с отсылками к тому, что происходило на территории Беларуси в то время, – такой культурологический взгляд с анализом картин художников.

Я видела, сколько людей на своих лекциях собирает Чернявская, – некоторым приходилось стоять в дверях. А тут есть возможность посмотреть, впечатлиться, напитаться атмосферой в любое время и удобном месте.

Top