Меню

Новости

Пражская квадриеннале

Симуляция авиакатастрофы на Карловой площади от театральной труппы VOSTO5 открыла XIII Пражскую квадриеннале, которая продолжалась 11 дней в более чем 40 локациях исторического центра и включала около 500 акций

Это мероприятие проходит в Чехии с 1967 года, и в последнее время оно ощутимо меняется, выходя за рамки театрального искусства. Темой нынешнего года стало общественное пространство, что подчеркивает важную социальную функцию сценографии, которая предоставляет пространство для распространения информации, налаживания контактов и встреч.

В этот раз впервые программа охватывала большое количество мест в Праге. В основном действие разворачивалось в треугольнике между Староместской площадью, Национальным театром и Карловым мостом.

Торжественное открытие Пражской квадриеннале прошло на Староместской площади. Под руководством знаменитого режиссера Вилиама Дочоломанского выступили Farm in Cave, Berg и хор Поляна, обрушив на зрителей волну архаичных ритмов.

Программа включала секции «Музыка», «Погода», «Политика», «Творцы», «Пространство» и «Племена». Здесь художники представили результаты трехлетнего исследования, которое состояло из серии симпозиумов и экспериментальных выставок.

XIII Пражская квадриеннале искусства сценографии в Чехии

Ядро выставки составила секция стран и регионов с произведениями авторов из 56 государств, где выставляли сценографические работы последних шести лет. Как и раньше, экспозиции соревновались между собой и могли получить награды фестиваля. Секция была расположена в разных местах в центре Праги: во дворцах Клам-Галласа и Колоредо-Мансфельдов, на Пражском перекрестке и в Доме Кафки. Многие экспозиции возникли для конкретного места и в диалоге с ним. Частью секции стали также студенческие работы из 55 стран.

Секция стран привлекала разнообразными развлечениями. Здесь вряд ли можно было остаться сторонним наблюдателем: многие государства подготовили интерактивные выставки, в которых посетитель принимает непосредственное участие. На входе давали фонарик – и человек отправлялся исследовать темное помещение, пробираясь сквозь инсталляцию, читая чужие послания и оставляя взамен свои. Можно было порыться в шкафчиках, подбирая к ним ключи и исследуя микромиры сквозь маленькие отверстия.

Необычные ощущения испытывали посетители, сидя в очереди на собственные похороны или наслаждаясь театральными эскизами, закрывшись в одном из семи деревенских туалетов, привезенных из Канады. Кстати, по описанию самих же канадцев, деревенский туалет иллюстрирует черты их менталитета. Глубокий непреходящий страх пустоты тамошнего пейзажа приводит к тому, что стены возводятся как физические, так и психологические. Инсталляция также в юмористической форме указывала на политическое положение художников и их работ в стране.

XIII Пражская квадриеннале искусства сценографии в Чехии

Чешскую Республику представил уникальный режиссер Ян Небеский, который вместе со сценографом Яной Прековой и ее командой устроил на пьяцетте Народного театра своеобразный «немодный показ» под названием Sweet Sweet Sweet. Он представлял собой нарезки из более старых представлений Небеского. Танцующие туи, лесные духи в вязаных штанах, охотящиеся ангелы, а также много актрис в экстравагантных волосяных костюмах от Яны Прековой около часа дефилировали по сцене под аплодисменты восхищенной публики.

Россия привезла гигантского спящего Мейерхольда и предложила слиться с субстанцией единого космического сна. Величием своего дыхания Мейерхольд проломил стену Дома Кафки.

Латвия представила интерактивную работу Владислава Наставшева, которая соединяла звук, сценографию и живое представление. Перед зрителем предстало балансирующее бревно. Как сделать чай с малиновым вареньем и ничего не уронить, достигнув равновесия? Лучше забыть про напиток и немного полевитировать.

XIII Пражская квадриеннале искусства сценографии в Чехии

На финской экспозиции можно было познакомится с граммофоном-путешественником. Он прожил в лесу целый год – послушайте, как изменилось его звучание.

Инсталляция Норвегии использовала национальный флаг площадью 300 м2 в сочетании с монструозными существами, изображавшими будущий апокалипсис на пике экономического расцвета страны.

Приятно также было отметить инсталляцию Беларуси, представившей скромное и нежное обаяние мезонина, усыпанного мелкими деталями. И пускай макеты давно не в моде, но определенно не ударили в грязь лицом на фоне других участников.

Выставку «Племена» составили группы людей, демонстрирующих в центре Праги модные коллекции выдуманных субкультур. В один день мимо вас проносилась гигантская экзотическая птица казуар, преследующая Рыцаря С Пылесосом и Золотолицую Принцессу, а на следующий по тому же маршруту проползала гусеница или маршировало собрание людей-маяков.

XIII Пражская квадриеннале искусства сценографии в Чехии

Программа 11 дней выдалась невероятно насыщенной и включала десятки акций, представлений, проекций, перформансов, лекций, дискуссий. Секция стран манила разнообразием. Испания, например, предлагала посетителям весьма необычное занятие – посидеть в очереди на собственные похороны. Дождавшись своего часа, просто прилягте на помост и наблюдайте в расположенное над вами зеркало, как на вас проецируют червей, расслабьтесь и прочувствуйте собственное разложение.

В рамках фестиваля также показали проект альтернативного чешского режиссера Петры Тейноровой под названием «Nevina – live cinema», прошедший под лозунгом «Кино умерло, да здравствует живое кино!». Здесь зрителю представили поэтичную и экспрессивную пьесу известного автора Dey Loher – одного из самых выразительных и ценимых современных немецких драматургов. На сцене различными способами работали с театральным действом, съемкой на камеру, монтажом и наложением – и все прямо на глазах у зрителя.

В секции «Дискуссии», состоявшей из серии лекций, обсуждений и презентаций, изучались современные тренды в быстро развивающейся сценографии. Здесь можно было пообщаться с такими передовыми театральными деятелями, как Роберт Уилсон, Робер Лепаж, Арнольд Аронсон, Флориан Леше и Катрин Брак, а также участниками команды Rimini Protokoll (спектакль «Проба грунта в Казахстане» был показан на Международном фестивале «Теарт» в 2013 году – Прим. ред.).

Мероприятия были весьма популярны, так что очередь образовывалась уже за несколько часов до начала.

XIII Пражская квадриеннале искусства сценографии в Чехии

В беседе «Сценография света, воздуха и тумана» Флориан Леше и Катрин Брак рассказали о своих подходах и понимании сценографии. Как создать на сцене вьюгу и дождь и как проходили репетиции на сцене, затопленной мыльной пеной, поведала Картин Брак. Флориан Леше представил сцену как актера, который принимает в постановке первоочередное значение. Презентация работ ознакомила с деятельностью художников в ведущих театрах Берлина и Мюнхена, а также рядом постановок в Венской опере.

Стефан Каеги кратко описал последние проекты Rimini Protokoll. Группа известна своим неординарным подходом к пониманию театра. К примеру, Стефан рассказал, как около трех лет путешествовал по Европе с двумя болгарскими дальнобойщиками, после чего родился проект Cargo Sofia – трансформация грузовика в зрительный зал. Также открыли секреты, как трио режиссеров Rimini Protokoll удалось превратить в театральное действо сессию немецкого парламента и как рождалось представление – телефонный звонок в Индию Call Cutta in a Box.

Квадриеннале также не забыла о детях – уже в пятый раз предоставила пространство для знакомства с основными элементами сценографии и помогла активно включиться в создание ее в Доме Кафки. Объектом исследования стал зонтик: сколькими способами можно его трансформировать?

XIII Пражская квадриеннале искусства сценографии в Чехии

В Off-программе студенты чешской театральной академии DAMU устроили сквот в здании Контейнол, где жили, готовили и проводили различные перформансы и музыкальные акции.

Фестиваль отличался невероятной насыщенностью и плотностью графика. Заинтересованный зритель имел возможность полностью погрузиться в разнообразие материалов, подходов и мнений, чем-то восхититься, о чем-то пожалеть, окинуть взглядом множество стран и оценить масштабы. И не в последний раз. Ждем через четыре года.

Больше фото с Пражской квадриеннале тут. Подробная программа тут.

Top