Меню

Новости

Польская кровь в Висбадене

Фестиваль проходит уже в шестнадцатый раз, но несмотря на масштабную рекламу на улицах города и в целом организацию на высоком профессиональном уровне, во внутренней тусовке несколько раз приходилось услышать циничное мнение, что местным жителям фестиваль вообще не интересен

На этой неделе в Висбадене завершился фестиваль GoEast, посвященный кино из Восточной Европы. В игровую конкурсную программу вошли десять картин из Латвии, Казахстана, Польши, Словакии, России, Чехии, Румынии, Украины и Боснии и Герцеговины.

Фестиваль проходит уже в шестнадцатый раз, но несмотря на масштабную рекламу на улицах города и в целом организацию на высоком профессиональном уровне, во внутренней тусовке несколько раз приходилось услышать циничное мнение, что местным жителям фестиваль вообще не интересен. На практике же выходит так, что конкурсные показы в красивом ретрокинотеатре Caligari на 400 мест оказываются практически полностью заполненными, притом что на фестиваль в этом году приехало около 300 гостей (из которых две трети — немцы). Параллельно с конкурсными показами проходят ретроспективы и повторы вчерашних фильмов в двух других кинотеатрах. Внеконкурсное и ретроспективное кино в худшем случае собирает несколько десятков человек, что, вообще говоря, не меньше, чем аналогичные показы на фестивале «Лiстапад» в Минске, который раз в семь крупнее Висбадена.

Висбаден, GoEast, фестиваль, Russian Poetry Jam, «Соблазн», Агнешка Смочиньска, «Красный паук», Марцин Кошалка, The Lure, The Red Spider

Исторически сложилось так, что в Висбадене живет и отдыхает много русских еще с тех времен, когда дворянство приезжало сюда лечиться на горячих источниках, а Фёдор Достоевский играл в казино, которое, впрочем, работает и до сих пор. Сейчас на механическом фуникулере можно подняться на холм Нероберг, где располагается большая православная церковь святой Елизаветы и русское кладбище с множеством знаменитых захоронений. В таком контексте неудивительно, что в рамках кинофестиваля прошел один из поэтических вечеров Russian Poetry Jam, который две русские девушки уже несколько месяцев проводят в соседнем от Висбадена Франкфурте. Само мероприятие практически не отличается как по формату, так и стихотворениями от поэтических вечеров, которые раньше проходили в баре «ДК» в Минске. В первый раз в Висбадене вечер собрал до предела забитый зал русскоязычной публики. Как на вечере поэзии, так и на кинопоказах некоторые зрители признавались, что ради такого события специально приехали из соседних городов.

Висбаден, GoEast, фестиваль, Russian Poetry Jam, «Соблазн», Агнешка Смочиньска, «Красный паук», Марцин Кошалка, The Lure, The Red Spider

Едва ли не самыми интересными фильмами в основном конкурсе оказались два польских триллера — нашумевший в этому году на «Сандэнсе» «Соблазн» Агнешки Смочиньской и прошлогодний «Красный паук» Марцина Кошалки. Первый из них — это яркая жанровая смесь из диснеевского мюзикла, долановской ретромелодрамы и кровавого слэшера, рассказывающая про двух русалок в Варшаве 80-х годов. Спасаясь от скуки, сестры-русалки по имени Злота и Сребрна с помощью гипноза устраиваются петь и танцевать стриптиз в ночной клуб. Девушки наслаждаются красивой городской жизнью, живя в квартире вместе с тремя музыкантами из группы, причем наивная Сребрна отчаянно влюбляется в красивого басиста. В одной западающей в память сцене в начале фильма сестры разговаривают на телепатическом языке, похожем на пение китов: одна предлагает другой уплыть в Америку, как только им станет скучно в Польше. Но в отличие от свободолюбивого человека-амфибии Венсана из одноименного французского фильма 2014 года, вместо Америки сестры надолго застревают в надоедливой польской мелодраме. При этом саспенс, возникающий в фильме хотя бы из-за жутких клыков русалок, появляющихся в кадре в первой половине, себя совершенно не оправдывает. Кино деградирует в фарс, который, как можно предположить, относительно забавно читался на бумаге в оригинальном сценарии Роберта Болесто, но при переносе на экран растерял всяческое обаяние и драйв, который несомненно присутствовал в начале картины.

Висбаден, GoEast, фестиваль, Russian Poetry Jam, «Соблазн», Агнешка Смочиньска, «Красный паук», Марцин Кошалка, The Lure, The Red Spider

Постер к фильму «Соблазн»

«Красный паук», наоборот, начинается медленно и банально. В Кракове 1967 года молодой студент и городской чемпион по прыжкам в воду Карел становится свидетелем убийства ребенка на ярмарке. Карел начинает подолгу следить за убийцей — ветеринаром среднего возраста в очках, как у Андрея Чикатило, но не спешит сдавать его полиции, желая узнать маньяка поближе. Заигрывая с саспенсом и даже перекликаясь названием с «Красным драконом», фильм все-таки не выходит из жанрового поля исследования характеров; впрочем, два главных героя и их необычные отношения действительно способны вызывать интерес. В отличие от хаотичного «Соблазна», сценарий «Красного паука» может похвастаться логичностью и даже оригинальностью. Однако режиссуре, местами погрязающей в банальной телевизионщине, категорически не хватает чувства юмора — все-таки речь идет о весьма забавной по своей сути истории.

Висбаден, GoEast, фестиваль, Russian Poetry Jam, «Соблазн», Агнешка Смочиньска, «Красный паук», Марцин Кошалка, The Lure, The Red Spider

Кадр из фильма «Красный паук»

Своими изъянами и удачами эти два польских фильма дополняют друг друга. Интересно заметить, что даже такой частичной удачности достаточно, чтобы несовершенное кино оказалось способным заинтересовать фестивальных отборщиков и зрителей, которые непременно простят любые огрехи в обмен на оригинальность.

Top