Меню

Новости

Пиппо Дельбоно

Очередной разрыв шаблонов, яркая чувственная картинка, игра истинного и мнимого

Просматривая программу фестиваля «ТЕАРТ», я инстинктивно почувствовала, что «Орхидеи» Пиппо Дельбоно – это именно то, что мне сейчас нужно. Очередной разрыв шаблонов, яркая чувственная картинка, игра истинного и мнимого. Не скрою, тот факт, что он работал с Пиной Бауш, сыграл решающую роль. 

В.: Пиппо, давайте поговорим по-английски без посредников, мне кажется, мы поймем друг друга. А то я боюсь что-нибудь упустить и растянуть беседу.

П.Д.: Давай, я не против, только скажи, сколько будет вопросов.

В.: Предполагаю, что восемь, это немного.

П.Д.: Ну, послушай, я могу часами на один вопрос отвечать, я разговорчивый, такой же была моя мама.

В.: Значит, будем контролировать время! Давайте начнем. Вы с детства посещали театральную студию. Вот скажите, когда вы поняли, что хотите этим заниматься?

П.Д.: Ты имеешь в виду театр или искусство в целом?

В.: По факту вы театральный режиссер, кинорежиссер и актер. Многофункциональность – довольно распространенное явление, когда занимаешься современным искусством. Так что и в целом, и в частности.

П.Д.: Ну, если все вопросы будут в таком ключе, то я рекомендую почитать мои книги, я их много написал. (Смеется.)
Можно сказать, это страсть. Моя мама была любителем театра, мой папа был любителем театра, мой дядя тоже был любителем театра. По-другому быть не могло: это любовь, привитая с детства, с четырех лет. Да, я с детства выходил на сцену и понимал, что играть на публике мне безумно нравится, сомнений никогда не было. Я уехал в Данию, где начал изучать театр, но это был по большей части физический театр. Чуть позже началось изучение восточной практики и традиций в Китае, Индии, на Бали. В частности, я изучал технику танца, работал с телом. По сути, самый главный опыт, полученный мной, был связан скорее с хореографией, чем с театром как таковым.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

В.: Ваш театр называют поэзией тела. И я бы хотела спросить, как ваш опыт изучения восточного танца повлиял и влияет сейчас на вашу методику постановочной работы?

П.Д.: Сейчас мое тело не в самой прекрасной форме, как ты можешь заметить. (Смеется.) Но на самом деле в этом теле содержится багаж накопленного опыта. Да, нет больше нагрузок в том объеме, который был раньше, но весь язык моего тела – это хореографический язык.

К примеру, в сегодняшнем спектакле может показаться, что я просто делаю какие-то абстрактные движения. На самом же деле каждое движение независимо от того, нахожусь ли я среди зрителей или на сцене, – это хореография. Своеобразный эстетический обман: кажется, что я танцую как медведь, но на самом деле в этом медведе, то есть во мне, много техники. Я точно знаю, что и зачем я делаю в тот или иной момент.

Мне больше не интересно играть на отточенном мастерстве, на виртуозности в танце, в театре. Я предпочитаю найти иную возможность двигаться.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

В.: Естественное движение тела?

П.Д.: Ну, естественное движение – не очень хорошее выражение. Я скорее говорю об использовании индивидуальных телесных возможностей, телесного опыта. И я не исключаю, а принимаю необходимость использования технических приемов и принципов в процессе создания спектаклей. Но безо всякого влияния на индивидуальность.

В.: Например?

П.Д.: Технические приемы предполагают большую работу с центром. Например, раньше я использовал много акробатических элементов в своих постановках. Сейчас, конечно, этого уже не делаю, тело совсем не то, но вся эта активная наработанная энергия перетекла внутрь, она есть.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

В.: Насколько тяжело находиться по обе стороны сцены: быть одновременно режиссером и актером? Мне кажется, при этом немного страдает объективность восприятия происходящего.

П.Д.: Быть режиссером и оценивать картинку снаружи и быть актером внутри картинки – два абсолютно разных опыта, но связанных друг с другом. И каждый по-своему интересен. Самое главное – уметь разделить оба процесса. Я вот как делаю. С самого начала постановочного процесса я не актер, я ленивый режиссер, и мне абсолютно не хочется внедрять себя в структуру. Я сижу в режиссерском кресле, много смотрю, анализирую, добавляю музыку, движение.

Но когда структура готова, я ныряю внутрь. Если я не создал себе образ, то остаюсь с публикой в зале, продолжаю быть режиссером, но когда я внедряюсь в собственную постановку, то теряю себя как личность, становлюсь абсолютно свободным, как маленький ребенок. Если я не внедряюсь в сердцевину, то перестаю понимать что-либо как режиссер. Мне нужно быть внутри хрупкой структуры, чтобы укрепить ее. Внутри нее я (вот именно так он и сказал, это о том же примерно, о центре, здесь помимо концентрации, скапливается энергия) на телесном уровне лучше ощущаю необходимые паузы, ритм, подходящие моменты прихода и ухода, лучше понимаю характер хореографического языка.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

В.: А есть ли определенная логика в ваших постановках, построенный сюжет? С чем вы приходите на первую репетицию: с определенным замыслом или с инстинктивным ощущением?

П.Д.: В процессе создания я еще не до конца понимаю свой спектакль. Только после премьеры ко мне приходит полное осознание того, что получилось.

Конечно, когда я начинаю постановочный процесс, в моем сознании уже существуют определенные вопросы. Но мои спектакли происходят из тела, не из разума, они вне логики. В каждой работе есть серьезный вопрос, который я затрагиваю. В «Орхидеях», например, это смерть моей мамы. Но я не хочу, чтобы описание моих работ было ограниченно одной темой, здесь не все так однозначно.

Для меня это сродни кубизму. Там в качестве художественного языка выступают структура и фигура. Кубизм позволяет изменить точку зрения, поймать истину. В момент создания ты сохраняешь максимальную естественность процесса, но по завершении тебе нужно выбрать цвет для создания дополнительной грани, оттенка. Кубизм в целом помогает изменить точку зрения.

Важны даже самые простые детали. Например, то, как выходит человек, быстро или медленно, какой у него взгляд при этом. Важно работать так, как будто делаешь все в последний раз в своей жизни. Все это для меня хореография. И это не какой-то интеллектуальный момент, это язык тела.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

«Орхидеи»


В.: Насколько я знаю, во время создания «Орхидей» вы занимались также и документальным фильмом «Кровь» о красных бригадах в Италии. Каково параллельно работать над кино и театральной постановкой?

П.Д.: Это абсолютно разный опыт, но очень интересный. В кино у меня был опыт работы с афганскими беженцами в качестве актеров. Очень сильные типажи, экстраординарные, суровые лица. В театре же я работаю со своей группой, это более привычно и понятно.

В обеих работах, театральной и кинематографической, я примерно об одном и том же говорю – ну, отчасти. А еще в моих театральных постановках много кино.

Есть фрагмент в «Орхидеях», когда на протяжении минут десяти идет снег, и по-моему, это очень красиво. Конечно, в этот момент на переднем плане двигаются актеры, но я не представляю, что этот кадр может выглядеть так же сильно в кино. Все-таки театр позволяет зрителю чувствовать себя частью происходящего, переживать опыт онлайн.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

«Орхидеи»

В.: Вот у вас есть труппа, вы уже на протяжении долгого времени вместе. А в 2014 году, я знаю, вы с театром приезжали в Санкт-Петербург и вводили в существующий спектакль «Генрих V» питерских актеров. Как вам такой опыт? Интересно работать с новыми людьми, тем более другой ментальности?

П.Д.: Что касается моей труппы, то я хочу, чтобы она была открыта чему-то новому, не ограничивала себя рамками.
А в Санкт-Петербурге мы работали с актерами в течение десяти дней, они максимально быстро внедрялись в процесс, чтобы по итогу быть готовыми презентовать вместе с нами спектакль. Мы проходили вместе так называемый ритуал тела, но при этом не так много говорили. Это была не психологическая конфронтация, а телесная. Я тратил много времени, чтобы объяснить очень, на первый взгляд, простые вещи. Сейчас для новой работы я пригласил поработать несколько артистов из Национального театра города Загреб, танцоров и актеров.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

В.:
А вы не сталкиваетесь с тем, что профессиональные танцоры зачастую настолько техничны, что ограничены своей техникой и не могут выйти за рамки наработанного?

П.Д.: Мне в этом плане больше нравится работать с девушками. С мужчинами-танцовщиками, особенно классического направления, сложнее. Моя концепция не строится на технике. Конечно, это важно о ней не забывать, но не стоит использовать ее все время. У меня вот есть техника голоса, но я не использую ее во время спектакля. Просто не думаю о ней, хотя в течение всего действия много работаю с голосом. Это ментальность сознания. Если ты зациклен на технике, то не сделаешь ничего. Нужно каждый раз освобождать сознание, чтобы находить что-то новое. Важно найти равновесие между телом, которое много работает, и мозгом, который много думает.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

В.: И мой финальный вопрос, не могу не задать. Расскажите про знакомство с Пиной Бауш и работу в Вуппертале.

П.Д.: Когда я впервые увидел, что она делает, то был абсолютно шокирован. Это было в 1985 году. И конечно, я мечтал попасть к ней. Но меня сложно было назвать классическим танцором, в моем теле уже было многого опыта, но этого было недостаточно.

В итоге получилось так. Я и мой друг Пепе Рабледо решили сделать спектакль (1987 год, дуэтный спектакль «Время убийц»). Он был представлен в Вуппертале. Я пригласил Пину Бауш, но она не пришла, зато пришло несколько артистов из ее труппы.

Через пару месяцев мы повторили показ, и – о, чудо! – она посетила постановку, пришла буквально в последний момент. В зале пробежал шепот: «Пина Бауш, Пина Бауш».

Дело в том, что обычно она не смотрела чужие постановки, а если уж приходила, то никогда не оставалась после, ничего не говорила: не хвалила, не критиковала. Но после нашего спектакля я и мой друг Пепе были приглашены поработать у нее в театре.

Международная программа фестиваля «ТЕАРТ», спектакль «Орхидеи» Пиппо Дельбоно, интервью, Культпросвет, Pippo Delbono

Так начался очень хороший и знаковый период для меня. Мы много импровизировали, бесконечно много. Пина хотела, чтобы я остался у нее, но с другой стороны, мы оба понимали, что мне нужно самостоятельно идти дальше, делать что-то свое. Нужно было сделать выбор. И я его сделал в пользу самостоятельности. Но в целом у нас сложились очень сильные отношения, которые длились вплоть до конца ее жизни. Мы представили публике совместную работу «Предположение» в 1987 году и остались хорошими друзьями.

Последний раз мы виделись в Париже за пару месяцев до ее смерти. Я вспомнил одну ситуацию во время работы в Вуппертале. Пину Бауш побаивались. Не то чтобы она была суровая, просто у нее очень сильная харизма. Она не любила ходить по врачам и вот, в очередной раз заболев, снова проигнорировала возможность обратиться к доктору. Тогда я раздраженно сказал ей: «По-моему, тебе пора к врачу». Но она опять отказалась, а я разозлился и грубо выругался. Мы оба были в шоке. Но это сломало существовавшие границы между нами. В Париже она снова вспомнила историю про доктора. «Пиппо, ты очень смелый, ты пошел гораздо дальше меня». «Но я у тебя учился этому». «Да, но сейчас я стара. И не надо предлагать мне идти к доктору».


Мнение зрителей о спектакле «Орхидеи» по ссылке.

Top