Меню

Новости

От Нью-Джерси до Твери

Вчера завершился 66-й Берлинский кинофестиваль

Вчера завершился 66-й Берлинский кинофестиваль. За время недолгого визита в столицу Германии «Культпросвет» успел подсмотреть три заметных фильма из параллельных секций программы. 

Forum и Panorama — два крупнейших сегмента фестиваля, где сконцентрировано большинство главных альтернатив фильмам основного конкурса. Программа «Форума» по большей части состоит из экспериментальных работ, так или иначе расширяющих горизонты кинематографического мышления, в «Панораму» же из года в год отбирают кино в арт-мейнстрим ключе за авторством как дебютантов, так и режиссеров поизвестней.

«Короткая остановка» (Short Stay, реж. Тед Фендт, секция Forum)

Берлинале, Берлинский кинофестиваль, Short Stay, Aloys, Elixir, Короткая остановка, Алойс, Эликсир, Тед Фендт, Тобиас Нёлле, Даниил Зинченко, Мэттью Портерфилд, Upstream Color, Тряпичный союз

В прошлом году молодой филадельфиец Фендт был зачислен редакцией издания Filmmaker Magazine в ежегодный список из 25 новых американских кинематографистов, за которыми теперь нужен глаз да глаз. И аванс, выданный на основании серии короткометражек, снятых на 16-миллиметровую пленку в компании собственных приятелей, оправдал себя как надо: полнометражный старт режиссера незаметно стирает и так еле видную грань между мамблкором и интимным реализмом — двумя близкими трендами в среде заокеанских независимых.

Джерсийский скромняга Майк — из тех, кому уже без малого тридцать, а жизнь так и не налажена. Работая в пиццерии и дрейфуя время от времени по вечеринкам, тихий парень проживает свои дни как будто ничего менять и не надо, но просьба старого приятеля временно поглядеть за жильем в городе по соседству выглядит какой-никакой, а возможностью. Чужие будни, однако, оставляют все без изменений: работа местным гидом оказывается ничуть не веселее прежней, новые знакомства с первых слов грозят мимолетностью, а с девушками если уж не ладится, то не ладится повсюду. Недостаточно болтливый для мамблкора, но вместе с тем и не самый безмятежный фильм для того, чтобы поставить его рядом с работами Мэттью Портерфилда и компании, тем не менее прилежно следует главному правилу молодых американских постановщиков: хочешь быть интересным — расскажи про себя.

«Алойс» (Aloys, реж. Тобиас Нёлле, секция Panorama)

Говоря официально, Алойс Адорн — частный детектив, чуть опустив формальности — вуайерист с камерой в руке. После смерти отца в его квартирке остался лишь хворающий кот, а это значит, что без алкоголя здесь не обойтись. Во время одного из похмелий Алойс выясняет, что родная камера исчезла прямо из-под носа, а получив телефонный звонок от незнакомки, начинает ощущать, что сказка и реальность — плюс-минус то же самое.

Фильм швейцарца Нёлле был отмечен федерацией кинопрессы в рамках «Панорамы», что как бы неспроста. История двух одиночеств — Алойса и шантажистки, стащившей камеру, — с такими сантиментами сочетает в себе холод и тепло, надежду и отчаяние, эмпатию и отчуждение, да и все прочие противоположности, что скучающим фанатам Чарли Кауфмана тут можно только позавидовать. До поры до времени кино с любопытством рассматривает слегка комичные, но в целом невеселые будни центрального героя, пока не выясняется, что по ту сторону телефонных проводов кому-то грустно в степени не меньшей. Монтажная ритмика, непрерывно текущий эмбиент и плотный флер просветляющей меланхолии наводят на мысли об, во внятный рассказ то и дело вмешиваются образы животных и сновидческий лес, странности же, не дотягивающие буквально парой кренов до абсурда, докладывают о некотором единомыслии с Квентином Дюпье.

«Эликсир» (реж. Даниил Зинченко, секция Forum)

В эксперименте тверского режиссера-новичка Зинченко коллекция духоподъемных маркеров русской народности хаотично собрана в небылицу о поиске эликсира бессмертия — и это более-менее все, что можно сказать о фабуле фильма. Безымянный ученый отсылает своего помощника бродить в поисках нужных ДНК по мифическому лесу, населенному партизанами, космонавтами, почтальонами, да и попросту чертями. Не особо связные перемещения персонажей вроде бы должны как-то объясняться вдохновленными Платоновым декламациями (другим образом разговаривать здесь никто и не думает), но те работают скорее на обратное. Обилие личных местоимений, застрявших в авторской метафорике, уже во вступлении заставляет принять решение насчет того, стоит ли тут вообще пробовать в чем-либо разбираться.

Можно было бы сказать, что происходящее лучше принимать ассоциативно, но так ведь и не скажешь: ассоциациям без оснований сложновато, а в «Эликсире» они если и есть, то явно затеряны в местной чащобе. Впрочем, логика фестивальных отборщиков понятна: поиски культурного кода — процесс обычно увлекательный, и чтобы его испортить, постараться нужно особенно сильно.

В этом году в программу фестиваля попало лишь два фильма российского производства: помимо «Эликсира», в секции Generation 14+, ориентированной на молодежь, был представлен «Тряпичный союз» Михаила Местецкого — энергичная комедия о том возрасте и времени, когда кажется, что мир вокруг можно менять как твоей душе угодно.

Top