Меню

Новости

Звукотерапия. Апрель

OSIMIRA: «Следить за модой в музыке, как и за модой в одежде, — бессмысленно, так как все циклично»

Группа OSIMIRA возвращается в игру после четырехлетней паузы — отличный повод встретиться с музыкантами Алексеем и Андрусем Половченями и поговорить об истории группы, интересе к фольклору и отношению к популярности. В этом месяце обойдемся без музыкальных рекомендаций, потому что наши герои считают, что слушать музыку нужно в зависимости от потребности и внутреннего контекста. Но на концерт самих OSIMIRA 18 апреля в клубе CUBA сходить мы вам все же советуем.

Алексей: Очень давно люди, прежде чем поселиться в новом месте, ставили столб, от которого потом строилось все остальное и вокруг которого кипела жизнь. Желание творить стало нашей осью мира, которая объединила шесть совершенно разных людей, и каждый представлял свою уникальную вселенную. Решили, что это символично, к тому же аббревиатура легко запоминается — так и назвались.

Андрусь: Коллектив был сформирован в 2000 году на основе проекта «Округ свободного искусства», в котором мы создавали музыку фолк-рокового направления. Опираясь на белорусский песенный материал, мы записали альбом под названием «Оси мира» — те культурные стержни, на которых зиждется мир. Я разослал пластинку всем известным нам тогда фестивалям — из ста возможных приглашений мы получили четыре и, не раздумывая, отправились покорять большие сцены. С этого все и началось.

Алексей: Участие в фестивале «Этносфера» в Польше стало для нас первым опытом выступления перед многотысячной публикой. На большой сцене мы стояли далеко друг от друга и, возможно, немного потеряли в единстве духа, но это не помешало выиграть гран-при конкурса и взять приз зрительских симпатий — после этого мы сыграли на гала-концерте вместе с группой «Палац». Это было неимоверное счастье! Именно оттуда начался отсчет OSIMIRA и наша бурная гастрольная деятельность.

Алексей Половченя

Алексей: В одной из статей написали, что наш материал основывается на генетической памяти, впитавшей переживания не одной жизни, а огромного временного отрезка. И это, скорее, интуитивная музыка, так как подобные переживания иногда сложно выразить словами или определенными музыкальными формулами. Музыка становится ни с чем не сравнимой магией, которая способна несколькими нотами вызывать самые противоречивые чувства.

Андрусь: Фолк и этно очень близки мне, если рассматривать их как пуповину, связывающую нас с землей, — для меня это всегда было актуально. Предпочтений в выборе песен нет, чаще всего делаем то, что нравится и с чем резонирует внутренний мир. Иногда первичным является текст, и в словесную канву мы встраиваем музыку, а бывает музыка настолько самодостаточна, что даже слова не нужны.

Андрусь: В Беларуси не вижу никаких ориентиров, возможно, потому, что около десяти лет живу в другой стране. Но так как я регулярно слежу за белорусским музыкальным рынком, могу предположить, что их нет. Если отмечать тех, кто оказал на нас определенное влияние, то это, безусловно, такие столпы белорусской музыки, как Олег Хаменко и группа «Палац», «Песняры», «Троица», Змицер Вайцюшкевич. Но время идет, и если ты не гибок по отношению к нему, то есть риск остаться просто архивным материалом. Поэтому сегодня ориентироваться нужно на свое внутреннее состояние, на память, на общение со своим родом и людьми других национальностей и стран в самых разных форматах — именно так ощущаются различия, которые делают уникальными твою культуру и творчество.

Андрусь Половченя

Алексей: Интерес к фольклору обусловлен тем, что нам очень давно не хватает определения себя как нации. Сейчас интерес к исконно белорусскому растет, это становится модным: открываются кафе и рестораны с национальной кухней, организовываются бесплатные языковые курсы, озвучиваются кинофильмы. Естественно, сопротивление есть и особенно на востоке Беларуси, но, так или иначе, спрос поднимается. И я безумно рад, что музыка выступает здесь в качестве проводника. В свое время группа «Палац» через необычное модерновое звучание сделала фольклор популярным, это было подхвачено многими музыкальными коллективами и продолжает развиваться сейчас.

Алексей: Следить за модой в музыке, как и за модой в одежде, — бессмысленно, так как все циклично и неизбежно возвращается. Конечно, хорошо быть в курсе тенденций, но только чтобы расширить возможности звучания, а превращать творчество в какую-то бешеную гонку не стоит. Самое важное — делать свое дело, потому что без этого человек теряет свой облик. Если ты что-то делаешь честно и ответственно, всегда найдутся люди, которые смогут повести дальше и сделать из тебя звезду, сохранив при этом твою индивидуальность. Наверное, полезно быть универсальным и уметь разбираться во всем, но еще в школе родители мне сказали, что лучше хорошо уметь делать что-то одно, чем понемногу, но все.

Андрусь: С одной стороны, популярность — это и работа, и везение, а с другой — одновременно и не то, и не другое. Что вообще такое популярность и ради чего ее стремятся достичь? Чтобы тебя в маршрутке узнавали и просили автограф? Это как-то очень дешево, а вот узнаваемость музыки и посещаемость концертов — это другое. Есть разные уровни. В любом случае это труд: над собой, совместно над музыкой и не ради популярности, а для ювелирного перевода своих чувств на язык музыки.

Алексей: По личному опыту знаю, что популярность невозможно спрогнозировать. Есть фейковая популярность, стремительно растущая, в которую бесконечно вкладывают деньги, оплачивая концерты, эфиры, фестивали и туры, но если за этим нет постоянной работы над улучшением качества музыки, то она так же быстро может угаснуть. В любом случае это усердная работа не только над собой, но и с людьми, владеющими инструментами продвижения.

Андрусь: Любое произведение искусства — это набор определенных символов, из которых художник создает различные комбинации для появления нового смысла. И, с одной стороны, главная задача художника — создание неформальных связей между этими символами, а с другой — умение жить во времени и одновременно без него для выражения пережитых чувств и ощущений.

Алексей: Многие сейчас считают необходимым открыто высказывать свою гражданскую позицию, и это в какой-то степени относится к вопросу о национальном самоопределении. Это скользкий путь, ведь высказаться можно и средствами творчества, а настойчивые призывы к чему-либо вызывают у людей недоверие, потому что никто не хочет слышать, что он кому-то что-то должен. И, в конце концов, все мы знаем, к чему это приводит. Я занимаюсь своим делом и этим показываю, что я человек со своей национальной культурой и ценностями, тем самым добиваясь гораздо большего.

Алексей: По образованию я техник-технолог общественного питания, но по специальности никогда не работал, потому что не увидел в нашей стране перспектив, а уезжать не хотелось, так как была уже OSIMIRA, и я частично связал свою жизнь с музыкой. Заниматься музыкой и ею же зарабатывать, конечно, идеально, но реально это в основном в кавер-бэндах. Честно говоря, играть заезженные хиты лично мне никакого удовольствия не приносит. Во-первых, есть некое внутреннее сопротивление, а во-вторых, ощущение, что ты просто воруешь деньги у создателей этих хитов. Исключение составляют проекты кавер-бэндов, которые играют свою интерпретацию композиций с разрешения авторов и хитов всемирного наследия и в которых при этом есть место творчеству. Последние пять лет занимаюсь промышленным альпинизмом, у меня есть международный сертификат IRATA. Такая работа — моя страсть! А с 2017 года занимаюсь преподаванием ритма через тело, перкуссионные инструменты и барабанную установку.

Андрусь: Я всегда занимаюсь тем, что мне нравится. Музыка не является главной в моей жизни, это просто один из способов взаимодействия с пространством, временем и собой. В основном я занимаюсь восстановлением здоровья людей, у меня медицинское образование — даже не одно, а еще серьезно увлекаюсь парфюмерией, самостоятельно делаю ароматы для своего бренда.

Top