Меню

Новости

Оливье Мулен

«Внутри меня постоянно звучит музыка»

В рамках дней Франкофонии 20 марта в Бресте состоялся концерт французского пианиста Оливье Мулена. Музыкант рассказал «Культпросвету» о том, почему игра на фортепиано похожа на дирижирование оркестром, как youtube сегодня меняет мир в том числе и классической музыки, а также о том, как даже с помощью инструментальной музыки можно делать социально-политические высказывания.

Я начал играть на фортепиано в возрасте семи лет, уже к десяти очень сильно привязался к инструменту и понял, что хочу связать с ним свою профессиональную жизнь. Конечно, были моменты, когда мне хотелось заниматься чем-то другим, например, наукой, но я все равно возвращался к игре на фортепиано: у меня это хорошо получалось.

В начале учебы в музыкальной школе во Франции ты можешь попробовать играть на разных инструментах. Я выбрал именно фортепиано, потому что мне очень понравился его звук, и я понял, что с помощью одного этого инструмента можно воссоздать практически целый оркестр. Играя на фортепиано, ты самодостаточен, ты ни в чем больше не нуждаешься — это потрясающе.

К большому сожалению моего отца, который был очень увлечен джазом и даже на слух пытался подбирать аккорды известных джазовых композиций, я выбрал классическую музыку. Хоть я и очень люблю слушать джазовую музыку, но это отдельная вселенная со своими ритмами, импровизациями, поэтому ее довольно трудно совмещать с классикой.

Я очень люблю и много играю музыку эпохи романтизма, например, Листа, Шопена, Шумана… Иногда мне кажется, что я исполняю ее даже слишком часто.

В этом году исполняется 100 лет со дня смерти Клода Дебюсси, поэтому сейчас я составляю программы, построенные вокруг творчества этого композитора. Но я не концентрируюсь исключительно на произведениях его авторства, я ищу различные связи с другими композиторами. Так, например, одна программа состоит из произведений Листа, Дебюсси и Равеля. В центре Дебюсси и импрессионизм. По большому счету у Листа и Дебюсси нет ничего общего: они жили в разное время в разных странах… Но Лист сочинил «Фонтаны виллы д’Эсте», которые уже наводят на мысль об импрессионизме, а Дебюсси слышал, как Лист играл это произведение, и был очень впечатлен. И я всегда рассказываю публике о таких связях — мне кажется, очень важно, чтобы зрители понимали, каким образом я выбираю композиции. Даже если раньше они не были знакомы с произведениями, о которых идет речь, рассказ об этих связях помогает им глубже воспринимать музыку.

Когда я начинаю разучивать новое произведение, я рассматриваю его целостно и комплексно. Стараюсь понять, что хотел сказать композитор, почему он сочинил это произведение, рассматриваю исторический контекст, а уже потом перехожу к музыкальным и техническим деталям, «преодолению» сложных отрывков и так далее. Иногда необходимо выучить новое произведение за месяц конечно, это возможно, и ты можешь сыграть его, но если есть возможность, лучше пожить с ним какое-то время, тогда у тебя может появиться новое видение. И именно это в конечном итоге позволяет улучшить уровень исполнения.

Я очень люблю играть с оркестром. Когда ты играешь сольно, по большому счету ты делаешь то, что хочешь: у тебя есть свое видение отдельных произведений, программы. Но мне кажется, что встреча с другими музыкантами и столкновение разных музыкальных точек зрения очень обогащает, потому что это позволяет пересмотреть свое видение произведения — когда играешь с кем-то, всегда нужно искать компромиссы.

Сегодня youtube и соцсети довольно сильно влияют не только на рэп и поп-музыку, но и на классическую: некоторые классические пианисты стали известными именно благодаря youtube. Но вообще основной способ стать известными для классических музыкантов — это по-прежнему участие в международных конкурсах, особенно больших, где присутствуют организаторы концертов, агенты, плюс ко всему это способ выйти на новую аудиторию. Конечно, если классические музыканты обращаются к абсолютно новым произведениям, которых нет в репертуаре у других, или имеют свой оригинальный и неповторимый подход к музыке, даже на уровне внешности, конечно, они могут быстро стать известными с помощью соцсетей как поп- и рэп-исполнители. Но в целом классическая музыка до сих пор встроена в систему международных конкурсов.

Иногда у меня бывают проблемы с самодисциплиной. Например, в скором времени мне нужно играть определенную программу, и я должен проводить несколько часов в день за репетициями, но вместо этого я играю другую музыку, которая интересует меня в этот конкретный момент. Существует огромное количество произведений для фортепиано, и целой жизни не хватит, чтобы сыграть все, поэтому иногда нужно следить за собой и играть то, что нужно.

Дирижирование — невероятно интересная вещь. Управлять музыкантами с помощью жестов, музыкальной мысли — это прекрасно. А будучи пианистом ты в какой-то степени являешься и дирижером. Например, Лист адаптировал для фортепиано несколько произведений, созданных для оркестра, в том числе «Фантастическую симфонию» Берлиоза, и это звучит достаточно богато.

Иногда дирижерами становятся и в 30, и в 35 лет: это инструменталисты, которые за годы работы накопили большой музыкальный опыт. Конечно, есть какие-то технические моменты, жесты, которым нужно учиться, но в целом техника — это не главное в работе дирижера, и во многом важен именно музыкальный опыт, приобретенный за годы игры на своем инструменте.

К сожалению, в последнее время молодые люди проявляют все меньше интереса к классической музыке, она воспринимается как элитарный жанр, как музыка для знатоков. Сейчас во Франции публика на концертах классической музыки становится все старше, возможно, это связано с тем, что изменился сам образ жизни, у молодых людей появилось много других занятий, в первую очередь в связи с распространением интернета. Но удивительно, что при этом на международных конкурсах сохраняется очень высокий уровень исполнения.

Мне кажется, что даже с помощью инструментальной музыки можно выражать свою позицию и делать социально-политические высказывания: выбирая программу, исполняя произведения композиторов, занимающих или занимавших определенную позицию по тем или иным вопросам, играя вместе с музыкантами разных национальностей. Так, например, дирижер Даниэль Баренбойм вместе со своим West-Eastern Divan Orchestra, в состав которого входят музыканты из Израиля и арабских стран, прилагает усилия по налаживанию палестино-израильского диалога.

Top