Скажите, зачем Беларуси альманах кинематографической прозы? И нужен ли он вообще?
Сергей: Нужен. Для того чтобы потенциально развивать кинопространство, потому что его нет. У нас есть Беларусьфильм, есть киношколы, несколько фестивалей. Но все это разрозненно, а мы бы хотели все объединить, для того чтобы создать культурный кластер кинематографии и визуального искусства.
Почему «кинематографическая проза», а не более широко — «кинодраматургия»?
Александр: Потому что мы пытаемся соединить литературу и кино. Мы рассматриваем литературные формы, которые обладают кинематографическим содержанием. Само понятие «кинематографическая проза» подразумевает совокупность драматургического материала и наличие визуального потенциала. Визуальный потенциал, с одной стороны, это предпосылки для дальнейшей визуализации, с другой — визуальная стратегия самого материала.
Почему сразу не сценарий?
Александр: Режиссерский сценарий очень сложен для чтения.
Денис: Существует два способа записи сценариев: американский и европейский. И несмотря на то, что американский более удобен для режиссера, в Беларуси по-прежнему популярна европейская система. Европейская форма больше приближена к прозе, «американка» же — это конечная запись сценария с указаниями для режиссера. Но ни один из этих способов потенциальному читателю совсем неинтересен.
Сергей: Альманах представляет собой площадку для творчества, для развития. Это не только авторы и редакционный совет, это и потенциальный читатель. И если мы говорим, что сценарий невозможно читать, потому что там есть определенные детали, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью режиссера и сценариста, а альманах захватывает огромное количество людей, то на выходе получается своеобразная адаптация.
Александр: Просто мы думаем о читателях.
Кто ваша аудитория?
Александр: Этот вопрос нас интересует не меньше вашего. Исследуем пока.
Сергей: По сути, наша целевая аудитория — это и те, кто занимается кино профессионально (авторы, режиссеры, критики), и обычные люди. Мы ориентировались на широкую публику.
Александр: Грубо говоря, нам надо было думать о наших читателях. Редакционному совету было интересней копаться с кинодраматургией, взаимодействовать с авторами. Но если это будет узкоспециализированное издание, интерес к нему проявит лишь сам круг производства.
Денис: Как сказал один умный человек: «Творчество со стратегией — это реклама. Творчество без стратегии — это искусство». У нас не стоит вопрос самоокупаемости и сборов. Мы работаем с авторами. А исследовать целевую аудиторию — у нас такой цели не было.
Александр: По большому счету отследить реакцию на первый сборник — это и есть исследование целевой аудитории.
С текстами в сборнике идут критические материалы. Не разбивают ли они своим присутствием саму формулировку «альманах кинематографической прозы»?
Александр: Когда мы размещаем критику, это не фашизм, мол, понимайте работы именно так. Мы даем инструменты — в этом и фишка альманаха. С одной стороны, это инструменты для читателя, с другой — помощь авторам. Один из пунктов, который мы просили критиков затронуть, — рекомендации авторам. С этой точки зрения наш проект носит еще и образовательный характер.
Сергей: Критика — это некое дополнение к определенной работе, которая представлена в сборнике. Она следует в альманахе сразу за текстом. После прочтения материала вы можете сформулировать собственное мнение, потом познакомиться с критикой и сравнить свои впечатления с мнением эксперта. А дальше работать с тем материалом, который вам понравился.
Александр: Если в первом номере альманаха представлена кинематографическая проза вместе с критикой, то в следующем сборнике будет своеобразный триумвират: литературная основа, ее сценарная адаптация и критический отзыв. Можно сказать, там появится возможность отследить процесс художественного мышления. Сценарий будет располагаться рядом со своим литературным исходником — во многом для того, чтобы предоставить возможность уловить механику действий сценариста, то есть увидеть, где и как автор расставляет смысловые акценты на основе материала.
Можете сказать, что у нас происходит со «сценарным цехом»?
Денис: У нас сейчас больше акцент на режиссеров, а про сценаристов забывают. Это происходит и в кино: режиссеры сами пишут сценарии. Но зачастую литературная основа хромает, ведь у режиссера свое видение, а у сценариста свое. Почему в том же Голливуде такая сильная сценарная школа? Потому что там есть разделение труда. И мы своей платформой хотим обратить внимание именно на сценарную составляющую кино. А что касается самих работ, то нужно двигаться от общего к частному и создавать универсальные истории, которые имели бы отклик и в белорусских реалиях.
Какова конечная задача, которую вы ставили?
Александр: С одной стороны, было бы неплохо, чтобы напечатанные работы были экранизированы. В принципе, это один из векторов нашей деятельности. Но мы делали прежде всего альманах прозы, нам важно, чтобы его читали. И если мы все сейчас займемся поиском режиссеров, то с выпуском второго номера могут быть сложности. А мы хотим, чтобы он вышел. Мы живем в эпоху аудиовизуального восприятия мира, у нас уже сформировалась оптика, заточенная под кино. Нам интересно, как кинооптика влияет на литературу и влияет ли вообще. Но не стоит забывать, что именно социально-практическая задача проекта — создать площадку для молодых авторов — основная.
Сергей: В идеале хотелось бы, чтобы это была не только площадка для развития самих авторов, редакционного совета, но еще и место, где режиссеры могли бы посмотреть работы, критику к ним, зарядиться идеей и найти для себя материал.
А что будете делать, если не получится издать второй номер?
Александр: Напишем книгу о том, как мы издавали альманах.
P.S: Когда на вопрос «зачем» отвечают «потому что нет», создается впечатление, что разговор идет о чем-то временном, и ощущаются задатки бесперспективного. Правда, само желание занять «свободную полку» совершенно понятно, и такая возможность довольно привлекательна и своевременна. И явно найдется не только в сфере кино. Акцентировать внимание на читателях, не определив, кто твоя аудитория — возможно ли это? Получается, да. Но тогда кому нужен альманах? Пытаться объять разнонаправленные составляющие киноотрасли, одновременно делая упор на сценарный цех… Надеюсь, получится.