– Как долго существует Центр, чем он занимается?
– Действует он уже 25 лет. Но в 2012 году сюда пришла новая команда – Виктор Рыжаков и Елена Ковальская – с проектом «Школа театрального лидера». Его сделали по заказу Департамента культуры Москвы для подготовки профессиональных работников государственных театров. Я сама выпускница первого набора «Школы театрального лидера», после ее окончания и присоединилась к Виктору и Елене.
Сейчас основное направление нашей работы – развитие современного театра, причем невербального: танца, «нового цирка» (недавно выпустили работу в данном жанре под названием «360 градусов», режиссер – Дмитрий Мелкин). Кроме того, продолжаем образовательную деятельность со «Школой театрального лидера», которая вскоре станет Институтом театра.
Театр просто обязан работать на общество. Он обладает как художественной ценностью, так и социальной, просветительской, поэтому ведем активную обучающую работу – проводим лекции, мастер-классы. В 2013 году открыли программу резиденции Blackbox, позволявшую осуществлять лабораторную работу художников. Мы не ставили целью выпустить «продукт». Темой программы была работа с театральным пространством и зрительским восприятием, и эти задачи решали художники. Нам пришло более более ста заявок! Мы отобрали на реализацию в 2014 году четыре творческих проекта, по которым сделали спектакли. К примеру, постановка «Норманск» (по повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди») режиссера Юрия Квятковского играется на всех этажах ЦИМа. Зрители сами выбирают, за каким действием следовать. Так родился новый для России жанр – «променад-театр».
«Современный театр, как и современное искусство в целом, поднимает вопросы, на которые еще не давали ответов. Он обращается к темам, которые не звучали ранее»
Последняя наша премьера – спектакль «Моменты». Настоящий исследовательский проект, синтетический. Хореограф, композитор и драматург работали в команде и изучали взаимосвязи законов существования танца, музыки, текста.
Если раньше Центр существовал лишь как прокатная площадка, то теперь мы ставим спектакли, инициируем лаборатории и образовательные программы, создаем новую театральную среду. Мы существуем в некоторой степени как инструмент взаимодействия между независимыми компаниями и государственными структурами. У нас нет постоянной труппы, мы не стопроцентный репертуарный театр. Тем не менее, у нас есть прокатная афиша спектаклей, которые мы играем каждый месяц.
– Вы сказали, что Центр занимается современным театром. Что вы под ним понимаете?
– Современный театр, как и современное искусство в целом, поднимает вопросы, на которые еще не давали ответов. Он обращается к темам, которые не звучали ранее. Так, скажем, о творчестве Льва Толстого уже сложилось определенное мнение, это классика. А современное искусство работает в области, где пока нет устоявшихся точек зрения. В театральной сфере выигрывают междисциплинарные проекты, где предмет (вопрос) изучается с помощью методов и законов других дисциплин (скажем, танца, философии, драмы, музыки, цирка), исследуются взаимосвязи между ними. Это не смешивание жанров, как обычно у нас считают (жанры смешивают и в опере), а именно взаимосвязь с целью обновления и выявления иных подходов к созданию спектакля.
Художник (а так я называю режиссеров, драматургов, хореографов) достаточно сильно рискует, занимаясь современным искусством. Прежде всего, он сам себе задает вопрос: что я делаю и что хочу этим сказать? Это основная черта, критерий. Творец больше не может прятаться за устоявшимися, «забетонированными» способами существования. Честность, открытость, живая связь между тем, что происходит на сцене, и зрителем – вот характеристики, которыми я определяю для себя современный театр. Публика больше готова воспринимать современный театр, чем мы (создатели и продюсеры) себе представляем. А вообще это тема для отдельной дискуссии.
– Центр открыт для сотрудничества с коллективами из соседних стран?
– Конечно, мы готовы работать в партнерстве. У нас есть административный и технический ресурс, площадка, оборудование, чем мы и готовы делиться в любом виде коллаборации. К сожалению, Центр не имеет возможности помогать финансово, этот вопрос полностью ложится на плечи автора идеи.
– Какие проекты наиболее вероятны для совместной реализации?
– Нам интересно все, что связано с невербальным театром: танец, «новый цирк», «новая музыка», междисциплинарные постановки. Не забывайте: у нас есть и малая сцена, где мы работаем с «новой драмой». Правда, это направление уже неприоритетно, ведь сегодня есть люди, его успешно его развивающие.
«Требуется минимум три года, чтобы площадка начала жить»
– Вы работали с белорусами?
– Да, с хореографами Инной Асламовой из Гомеля, Александром Тебеньковым из Гродно (они были участниками фестиваля «ЦЕХ»), театром танца KARAKULI, в частности с Олей Лабовкиной – выпускницей Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Она даже читала у нас лекцию по зрительскому восприятию спектакля, что непосредственно связано с темой ее диссертации.
– С какими ожиданиями вы ехали на FOCUS Cirque?
– Скажу честно, без особых ожиданий. Поэтому многое удивило и вдохновило. Показательным, полностью соответствующим жанру «новый цирк» считаю спектакль LeVide. В нем есть ощущение страха, которое испытывает зритель при виде трюков актера, четкая мысль и концепция, но нет зрелищности костюмов.
– Что необходимо для создания экспериментальной театральной площадки наподобие Центра им. Вс. Мейерхольда?
– Самое главное – сильное желание реализовать свою задумку. Кроме того, вы должны держать в голове, для чего вы это делаете. Учитывайте: требуется минимум три года, чтобы площадка начала жить. Не забывайте строить как краткосрочные, так и долгосрочные планы работы. Обязательно не только прокатывать приглашенные спектакли, но и готовить собственную продукцию. Ведь мы – Россия и Беларусь – интересны в мире театра тем, что делаем сами.
Автор выражает благодарность Посольству Франции в Минске за помощь в организации поездки.