Меню

Новости

«Мы в резервации, это факт. Что с этим делать?»

Дискуссия о современном белорусском театре

В разгаре Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ». Зрители знакомятся с традиционно пестрящей громкими именами международной программой и готовятся оценить постановки белорусского шоукейса. Разумеется, самое масштабное театральное событие Беларуси не может обойтись без диалога о белорусском театре — его современном состоянии, болевых точках и возможных путях развития.

26 сентября в рамках образовательного проекта «Школа ТЕАРТа» прошел открытый круглый стол «Место белорусского театра в/вне европейской культуре: критерии оценки» с участием известных белорусских режиссеров, критиков, продюсеров, бизнесменов и гостей из старейшего в Латвии профессионального театра.

В начале разговора Виктор Бабарико, белорусский меценат, председатель правления Белгазпромбанка — одного из организаторов Форума «ТЕАРТ», призвал присутствующих обратить внимание на место, где они собрались. Просторное помещение площадью 7000 кв. м в здании на Октябрьской, 16, или Креативный кластер ok16, в будущем «соединит все творческие и инновационные проекты Белгазпромбанка», а уже сегодня используется для проведения мероприятий «Школы ТЕАРТа».

Первый вопрос — каким предстает белорусский театр в сравнении с европейским — был адресован Дмитрию Богославскому, востребованному за рубежом драматургу — с одной стороны, актеру и режиссеру Белорусского государственного молодежного театра — с другой. Он высказал наблюдение: белорусские репертуарные театры ставят, потому что «надо», над ними «висит» план, а европейские — потому что хотят, то есть сами заинтересованы, и поэтому имеют выверенную репертуарную политику. Разное отношение к работе влияет на всё: от качества спектаклей до соблюдения авторского права.

ТЕАРТ, белорусский театр, новая драма

Дмитрий Богославский

Его поддержал Владимир Ушаков, актер, режиссер, продюсер и художественный руководитель «проектного» Современного художественного театра. С точки зрения Владимира, многие белорусские театры сегодня находятся в состоянии внутреннего спокойствия, своеобразного болота, замыкаясь на своих творческих интересах, тогда как современный театр обязан изменяться вслед за обществом. С приходом «новой драмы» должно прийти понятие «новой комедии», которая будет говорить со зрителем на его языке. В свою очередь, Владимир готов к театральным экспериментам: в ближайшее время планирует реализовать идею так называемого «театра 3D», где на трех площадках в один вечер будут идти спектакли, персонажи которых смогут переходить из одного спектакля в другой, а зритель станет свидетелем этих перемещений.

Директор Республиканского театра белорусской драматургии Владимир Карачевский на примере РТБД продемонстрировал, как государственный театр может достичь успеха, если имеет стратегию, использует технологии мониторинга, ребрендинга и маркетинга. Владимир Михайлович обратил внимание коллег на то, что главное для театра — не отчитаться, а заработать те 30%, которые не покрывает государственный бюджет. В процессе получения дотаций не последнюю роль играет то, как театр себя позиционирует в работе с партнерами. РТБД создает национальный продукт и выигрывает за счет верности своей сверхзадаче — поддержке современных белорусских драматургов и режиссеров. По официальной статистике 90% репертуара театра — белорусская драматургия, больше половины — современная, часть которой была создана в лабораториях Центра белорусской драматургии под руководством Александра Марченко. Что касается привлечения зрителей, даже спектакли, обозначенные как «сложные» («Мабыць?», «Сіндром Медэі», «Кар’ера доктара Рауса»), собирают постоянную публику. Владимир Михайлович уверен, что театр должен выступать инициатором в диалоге с государством и способен влиять на изменения в нормативной базе, достаточно «приходить с правильным вопросом» в Министерство культуры. Из зала заметили, что Карачевский находится по другую сторону баррикады, ведь в прошлом занимал пост первого замминистра культуры. «Я на стороне белорусского искусства. Государство обязано создавать условия, а не работать за нас», — парировал Карачевский, после чего получил предложение организовать персональный тренинг.

ТЕАРТ, белорусский театр, Владимир Карачевский, Виктор Бабарико, Анжелика Крашевская

Слева направо: Владимир Карачевский, Виктор Бабарико, Анжелика Крашевская

Виктор Бабарико отметил, что сейчас важнее понять, что делать дальше для развития белорусского театра, который и поддерживает Белгазпромбанк, не ограничиваясь проведением «ТЕАРТа». Запустили фестиваль с целью изменить зрителя — и это получилось. Следующий шаг будет сделан, когда отпадет необходимость привозить театры из-за границы: для этого можно собрать десять режиссеров, отправить на месяц в турне по европейским театрам, по возвращении дать им сделать десять постановок на деньги, оставшиеся от привоза иностранных спектаклей, и показать эти десять постановок на «ТЕАРТе», пригласив международных экспертов. Главное, никаких дополнительных финансовых вливаний это не потребует, те же деньги будут вложены в отечественные постановки. Для бизнеса важно получить ответ на вопрос: как банк должен потратить деньги, чтобы наш театр был открыт для нового опыта и успешно развивался? Как и бизнес, белорусский театр должен быть конкурентным, — подытожил Виктор Бабарико.

Владимир Ушаков вспомнил, в чем заключалась изначальная идея Национальной театральной премии: «Ежегодно собирать лучшие работы белорусских театров, привозить один или два знаменитых театра или спектакля, чтобы их актеры вручали Национальную премию, доказывая, что белорусские театры достойны оценки тех, кто достиг в Европе серьезных высот». В проекте Национальной театральной премии эта идея так и не воплотилась, из-за чего от участия в нем отказались СХТ и ряд других театров, но здорово, что сейчас к ней пришли создатели «ТЕАРТа»: «Наконец-то нами и нашим искусством не просто интересуются, а предлагают доказать, что мы на что-то способны». Поэтому обязательно надо сделать эти десять спектаклей, проведя «правильный кастинг» авторов проектов: «Если будет тщательно и скрупулезно сделано, это будет бомба».

ТЕАРТ, белорусский театр

Слева направо: Татьяна Артимович, Елена Мальчевская

К дискуссии подключилась режиссер, куратор, театровед Татьяна Артимович, напомнив о неутешительном положении белорусского театра в глобальном контексте: «Не так много вы можете делать в той ситуации, в которой мы находимся. Больше десяти лет я не просто наблюдаю процесс «поднятия с колен», периодически я становилась его частью и называю это километрами сделанных одноразовых проектов вроде «давайте соберем десять режиссеров». Ничего не меняется, к сожалению. Нужно сказать спасибо тем людям, которые инициируют эти одноразовые проекты, потому что, возможно, благодаря им случаются, красиво назовем, чудеса. Мы в резервации, это факт, и это нужно признать. Надо сейчас с этим смириться и понять, что мы, не являясь частью государственного аппарата, — потому что это задача государства — промоция и продвижение страны на глобальной карте, — можем делать? Знают только один бренд — Белорусский свободный театр, в театральном мире это дипломат страны. То, что происходит сейчас, прекрасно: РТБД в топе белорусских театров, в афишах появилось имя Богославского. Проблема в том, что все это должно было случиться десять лет назад. Это достижения относительно белорусского контекста. Что нужно сегодня, чтобы произошла синхронизация с глобальной картой?»

_MG_9692

Театральный критик, профессор Татьяна Орлова высказала мнение, что «нет смысла отправлять куда-то в Европу десять режиссеров: привезут по одному спектаклю, но при этом не вживутся в свои театры». Режиссеры государственных театров делают проекты на стороне, потому что часто лишены возможности в своем театре осуществить свои планы. Изменения в театре, в государственной политике — процесс медленный, но закономерный. А международные театральные фестивали важны, потому что серьезно меняют публику.

Режиссер, руководитель Центра белорусской драматургии Александр Марченко в продолжение темы резервации сказал, что определяющим здесь считает вопрос менталитета. Белорусский театр сам ограничивает свою творческую  свободу, в нем существует не только цензура, но и самоцензура. Именно проектный театр позволяет «становиться более честным по отношению к самому себе в плане высказывания».

Top