С 8 по 15 декабря в Кракове в 6-й раз прошел Международный театральный фестиваль «Божественная комедия». За время своего существования фестиваль стал одним из самых важных событий театральной жизни Польши.
По традиции на фестивале были продемонстрированы наиболее значимые и обсуждаемые спектакли последнего театрального сезона.
Фестиваль разделен на 3 части по примеру одноименной дантовой поэмы:
Ад или польский конкурс, в котором 12 спектаклей соревнуются за призы фестиваля.
Чистилище – программа, включающая в себя дополнительные мероприятия фестиваля, вроде встреч с режиссерами и актерами конкурсных постановок, а также спектакли краковских театров.
Рай – внеконкурсная программа, в рамках которой представлены постановки молодых режиссеров и актеров высших театральных школ Польши.
В целом фестиваль представляет уникальную возможность познакомиться со всем многообразием театральной жизни Польши.
В этом году в Кракове можно было увидеть новые постановки уже известных минской публике Яна Кляты «Дорога на Дамаск», «Царь Эдип», Кшиштофа Варликовского «Варшавское кабаре» и Кристиана Люпы «Бассейн». Также свои последние работы представили Корнель Мундруцо «Летучая мышь», Моника Стшенпка «Кортни Лав» Майя Клечевска «Зимнее путешествие», Павел Пассини «Джим Моррисон. Сын смерти», Виктор Рубин «Екатерина Великая», Эвелина Марциняк «Любовницы», Марцин Либер «Ради Бога!» и другие. Подробнее.
Международное жюри единогласно приняло решение присудить приз за лучший спектакль постановке «Летучая мышь», театр ТР Варшава, режиссер Корнель Мундруцо. Жюри отметило спектакль, в котором «удалось поднять трудную и противоречивую тему эвтаназии и обратить внимание на то, что ответственность за этический выбор лежит на всех нас». Жюри отметило также высокий уровень игры актеров, сценографии и режиссуры. Спектакль был награжден денежным призом в размере 50 000 польских злотых.
Я видела не все конкурсные спектакли фестиваля, но моим любимым определенно стал спектакль «Кортни Лав», который получил 3 награды жюри. Режиссер Моника Стшенпка была награждена призом за лучшую режиссуру, актерский ансамбль спектакля получил дополнительный приз – члены жюри отметили не только виртуозность и разноплановость игры актеров, но и главным образом то, что они смогли превратить 4-часовой спектакль в захватывающее приключение. Спектакль получил также приз за лучшую сценографию.
Актеры невероятно легко, иногда даже без смены костюмов, включаются в другие роли, место действия также быстро переносится из Америки в Польшу и обратно, периодически происходящее на сцене превращается в настоящий рок-концерт, от которого, как мне показалось, огромное удовольствие получали в первую очередь и сами актеры.
Наверное, именно эти постоянные изменения и помогают смотреть спектакль на одном дыхании. Это не история Курта Кобейна, не история Кортни Лав, и даже не история группы Нирвана.
Их истории служат раскрытию других тем – коррупции и лицемерия музыкальной индустрии, свободы творчества и преданности своим идеалам в условиях агрессивного капитализма, когда искусство становится всего лишь товаром.
Музыка гранж была лейтмотивом всего спектакля. Сценография (разбросанные по сцене матрасы, земля, низкий потолок), световое оформление, актеры, которые на сцене ломают гитары и поют – все это создает атмосферу хаоса, непонимания и своего рода обреченности.
Но несмотря на серьезность темы и драматичность историй, лежащих в основе текста Павла Демирского, спектакль в итоге все же не производит угнетающего впечатления. Постановка не лишена своего рода комедийности в хорошем смысле этого слова – чего стоит только дочь Курта и Кортни в исполнении Михала Опалиньского, нелепый фанат, пытающийся разговорить «звезд», вымышленная часть спектакля, где группа празднует свое семидесятилетие и т.д.
Говорят, что это лучшая совместная работа драматурга Павла Демирского и режиссера Моники Стшенпки. Не знаю, так ли это, но если у вас будет возможность посмотреть этот спектакль, не упустите её.
Сильное впечатление на фестивале произвел на меня спектакль «Макабра Долороза». Это сюрреалистичное шоу, напоминающее порой немецкое кабаре 30-х годов, где несравненная Катажина Хлебны — автор сценария и исполнительница главной роли, на протяжении полутора часов перевоплощается из одной героини в другую, исполняя при этом песни Ника Кейва, Мэрилина Менсона, The Tiger Lillies, Grinderman, Cinema Strange и других.
Спектакль строится на монологах на основе писем Магды Геббельс, фрагментов «Медеи» Еврипида, истории польки Катажины В. и скандальных историй других матерей, которые убили собственных детей. Актриса виртуозно передает «историю насилия, безумия и падения женщины в её наиболее интимной сфере – материнстве – в контексте режима, тоталитарной идеологии, болезни и депрессии».
Пространство сцены похоже на бункер, периодически темная сцена освещается вспышками и слышится грохот разрывающихся бомб. В какой-то момент Катажина Хлебны буквально начинает ползать по зрителям и ставить им на лбу черные метки. Чуть позже она позовет некоторых из этих зрителей на сцену и до определенного момента происходящее будет напоминать стендап шоу, пока Катажина не попросит зрителей занять места в зале и не скажет вдогонку уже далеко не тем дружелюбным тоном, который звучал еще несколько секунд назад: «Поздравляю, вы плясали на могиле ребенка под музыку Мэнсона». Этот момент шокирует и заставляет чувствовать вину даже тех, кто не выходил на сцену.
Для Польши эта история особо актуальна и интересна. Большая часть спектакля строится на подробностях истории Катажины В. – 23-летней женщины, преднамеренно убившей свою полугодовалую дочь. За этим судебным процессом следила вся Польша. Следствие и судовые заседания освещались в средствах масс-медиа. Подсудимая так и не признала своей вины, после смерти своей дочери танцевала в стриптиз-клубе, меняла имидж. Ей был вынесен приговор: 25 лет тюрьмы с правом обжалования через 15 лет.
Во время спектакля мы то и дело видим отсылки к подробностям этой истории, но даже те, кто не прочитывает эти аллюзии, не может остаться вне этих историй и переживаний.
«Теперь у меня есть время на свои страсти, теперь у меня есть время для себя, потому что ты уже не стоишь на моим пути, теперь ты на небесах» – эта фраза из песни надолго застряла в сознании и еще долго возвращала к мыслям о рассказанных историях.
Этот спектакль накрывает зрителя лавиной переживаний, страхов, отвращения, непринятия некоторых вещей. Но, наверное, в современном мире с его эмоциональной глухотой, такое психологическое давление и напряжение – один из немногих действенных способов донести до людей какую-то идею.
Как простой смертный зритель я долго еще находилась под впечатлением от невероятной игры актеров. На большинстве спектаклей складывалось впечатление, что актеры не играли роли, а проживали на сцене отрывки жизней своих персонажей. Мгновенные перевоплощения в других героев порой даже без смены костюмов и грима завораживают и поначалу заставляют недоумевать. Порой казалось, что для этих актеров не существует границ, и они готовы и, главное, способны, сделать все, чтобы достичь нужного эффекта и заставить зрителя поверить в реальность происходящего.
В общем, вывод один – театральные фестивали и театр – это прекрасно. Так что ходите в театры, в какой бы стране вы не находились, наслаждайтесь спектаклями и не забывайте выключать мобильные телефоны, особенно, если вас занесет в Новый театр в Кракове, потому что там клятвенно обещают сначала прилюдно унизить, а после спектакля расстрелять того, у кого зазвонит телефон.