Марк Шагал. Театр эмоций
Они создали спектакль-эмоцию, спектакль-чувство. Тот редкий случай, когда действо захватывает полностью и нет времени размышлять над сценографией, актерской игрой, над плюсами и минусами. Думанье идет уже потом, когда в одиночестве раскладываешь все по полочкам. Благодаря последующему анализу можно понять, почему спектакль постоянно держал зрителя, заставляя плакать и смеяться.
Конечно, большую роль сыграли минимальные декорации: пять белых дверей, белые тумбы на колесиках, которые постоянно то появлялись, то исчезали. Фрагменты картин Шагала тоже не висели тяжелым грузом – они появлялись лишь в нужные минуты, расставляя красивые акценты. Подобная гибкость декораций позволяла создавать на сцене то Витебск, то Петербург, то Париж аккуратно и незаметно. Минимализм делал сценическую историю какой-то нереальной, лишний раз подчеркивая: Марк Шагал не проживал на сцене свою жизнь, а вспоминал ее, перед зрителем – его сознание, голова гения с дверками и уходяще-приходящими героями-призраками.
Но нет, дамы и господа, одними современными декорациями сейчас ничего не добьешься. Спектакль может быть красиво, модненько оформлен, но при этом не вызывать чувств, а лишь заставлять разгадывать загадки режиссера: зачем эти крылья, что они означают и т.д. Но разве решение подобных ребусов приведет к чему-то, изменит тебя? Вряд ли. По-моему, это решение задач ради задач. Банальное искусство для искусства. В «Портрете» было парочку подобных. Те же крылья ангела на Шагале. Зачем они? Он ведь далеко не ангел. Единственное сходство у них – стремление в небо. Маловато, чтобы надевать крылья. Вот мы и решили эту задачу для себя, не совсем согласившись с режиссером.
Главный образ летающих часов… Их можно трактовать по-разному. Это и груз времени, который постоянно тяготит над Шагалом: он боится не успеть изобразить на картинах все, что его волнует, не успеть изменить мир. Часы – это и сила, отталкивающая художника от земли, реальности. Любая трактовка правильна, и в этом ее сила.
Мы порешали сценические загадки и лучше поняли проблематику спектакля, образ Шагала. Мы получили эстетическое удовольствие от декораций. Отлично! Вот только спектакль стал напоминать учебник. Он вроде бы и нужен, но его никто не помнит, душа им не горит после всю жизнь, как от любимой книги. Что нужно, чтобы постановка стала книгой-романом, а не учебником? Искренняя, правдивая, психологически верная трактовка содержания.
Вот! Именно психологическая правда, искренне переданная актерами на сцене, вдохнула душу в сценический учебник. Актер Сергей Цыба показал такого Марка Шагала, которого ни одна страница в интернете не продемонстрирует. Вот он, в первую очередь ЧЕЛОВЕК. А потом уже художник, гений. Вот он, Марк Шагал, который, по сути, был несчастен всю жизнь. Оттого как раз-таки, что никак не мог приземлиться, а до небес долететь никому нельзя. Спектакль показал трагедию великого гения и обычного человека. Который не мог отдаться любви, жертвовал любимой Беллой ради искусства. Она на его картинах – отдушина человека, который был далеко от настоящей Беллы. Приговор: гений обречен на одиночество, он несет близким страдания и боль. И только благодаря этому грузу лишений он творит великие вещи…
Так почему же плакал зритель? Потому что спроецировал историю Шагала-человека на себя. Кто-то его осудил, кто-то на него разозлился, кто-то полюбил. Кто-то вообще больше думал о нежной Белле и ее счастливой (?) судьбе, а кто-то – о черных сопровождающих Марка: о заурядной толпе. У каждого был свой эмоциональный отклик. Это и называется катарсисом.
P. S. Пусть читатель ни в коем случае не думает, что своей рецензией автор отвергает или принижает умственное восприятие театра. Это лишь напоминание труппам: оно вторично. Затрагивая лишь эти струны, театр никогда не будет истинным искусством – он останется лишь непроницаемым вакуумом для элиты.
Ирина Черникова, директор Полтавского академического областного театра кукол: Шагал – это имя! В Полтаве ценят его творчество, и наш театр потянулся к нему. Очень хотим привезти этот спектакль в Витебск. Нам нравится у вас, вся Беларусь – культурный городок. И Витебск, и Брест, и Минск. Нам нравятся люди здесь: они очень добрые, открытые. Вы согреваете нас. Это то, чего нам сейчас очень не хватает в Украине.
Сергей Цыба, играющий Марка Шагала: Роль далась не особо тяжело. Мы с Оксаной Дмитриевой, режиссером, раньше уже работали вместе. Она меня чувствует, а я – ее. Мне было интересно играть Шагала как человека, а не художника. В институте я изучал его творчество, а вот с личной жизнью – с перипетиями любви, миграции, отношения к родине, еврейства – я познакомился недавно. И играть именно этого Шагала мне было интересно. Изначально спектакль занимал где-то полтора часа, но Оксана Дмитриева сказала: «Это много!» Мы начали делать более четкие акценты. Работали как скульпторы: у нас было полтора часа каменной глыбы, мы отсекли лишнее – и получился спектакль.