В насыщенной и интересной программе ранжировать спектакли было сложно, объять необъятное и увидеть все – невозможно, а ориентироваться на аннотации – рискованно. Поэтому, доверившись интуиции, наш корреспондент перемещалась с одной площадки на другую, стараясь увидеть и услышать все самое интересное. Интуиция не подвела! Среди отсмотренных во второй и третий дни форума спектаклей, порадовавших разнообразием форм, оказались бесспорные фавориты альтернативного молодежного жюри и маститых критиков.
«Шекспир»
22 марта, Драматический театр им. А. Венгерки (г. Белосток)
Ожидалось что-то вроде постмодернисткой деконструкции творчества классика, но увиденное превзошло ожидания. Краткое резюме постановки Агаты Бизук: удивительно органичное сочетание серьезности тем и подчеркнуто провокационной, хулиганской формы. На примере фигуры Шекспира и его творчества ведется смелый разговор о роли искусства в обществе, информационных войнах и манипуляциях массовым сознанием.
На сцене для начала разворачивается «Елизаветинская драма для чайников», объясняющая правила жизни и игры в шекспировском театре. Это потоки крови и вывернутые внутренности, отображающие реалии золотого века английской истории, а также пляшущие перед королевой-девственницей кукольные драматурги, старающиеся угодить и удивить новым кровожадным сюжетом. Эти правила игры оказываются действенными и для современности. Королеву, сошедшую со сцены, заменяет фармацевтическая компания, спонсирующая очередной проект – мюзикл, где шекспировским героям (обязательно второстепенным, ведь главные уже давно неинтересны) предстоит жаловаться на недержание мочи, простатит и шизофрению. К апофеозу абсурда добавляется режиссер-концептуалист, превративший героев «Сна в летнюю ночь» в пару картофелин. С театральным беспределом расправляется Комиссия по делу Шекспира во главе с госпожой Депутатшей, в финале примеряющей парик Елизаветы. Параллели очевидны. Разобравшая по косточкам творчество драматурга Комиссия объявит его криптокатоликом и криптополяком, запретит ставить шекспировские пьесы в драматических театрах как пропагандирующие расизм, гомосексуализм и все семь смертных грехов, вместе взятых. А завершится все радостным хором Hamlet, Hamlet, Aliluja! Все-таки прав был «проклятый Уилл», утверждавший, что весь мир – театр. А театр – отражение мира.
Мнение молодежного жюри
Номинация «За лучший театральный комикс»
Мнения критиков
Анжелина Рошка (г. Кишинев)
Раньше провокативное искусство было новой реальностью, но сейчас оно стало традицией, а «Шекспир» идет против нее. Это своеобразная пародия на пародию, где провокативность осмеивается. В то же время спектакль наделен всеми знаками, свойственными провокативному искусству: он фрагментарный, в нем действует «стратегия идиотизма». Он не ласкает взгляд, а заостряет внимание на важных проблемах, нажимает на болевые точки. Спектакль говорит о многом, в том числе о нынешнем положении в искусстве, в обществе.
Вадим Салеев (г. Минск)
Спектакль мне понравился. Провокативный субстрат мощно передает общечеловеческую проблематику. Он обращен не только к проблеме Шекспира и науки, решающей, был ли он вообще. Не только к вопросам политики, актуальным и поныне. Мы часто сталкиваемся с тем, что постмодернистские постановки проигрывают традиционному театру переживания, но за последние несколько лет я не видел настолько органичного спектакля. Мне понравились режиссура и исполнители. Спектакль оставил много позитивных эмоций.
Надежда Бунцевич (г. Минск)
Помимо многослойности смысла и проблематики я бы обратила внимание на многослойность эстетик, актерского существования. Артисты блестящи. В спектакле мы увидели все, что может быть, все техники и технологии. Просто дайджест различных эстетических систем театра, при этом еще остается впечатление, что актеры импровизируют на сцене.
«Игроки»
22 марта, Русский театр Эстонии (г. Таллин)
Еще до начала спектакля, несмотря на заполненный до отказа зал и висящих гроздьями на верхних ярусах зрителей, появляется нехорошее предчувствие. Оно усиливается, когда на сцене появляется бытовой павильон, сразу же вызывающий ассоциации с картинами Федотова. Стены павильона, кстати говоря, увешаны именно его работами. Но нехорошее предчувствие вызвано не мистической атмосферой начала спектакля – в багровом свете над столом склонились фигуры-тени, которые в финале будут выползать из темных углов. Нехорошее чувство называется опасением увидеть традиционный психологический театр, надежно прописавшийся на белорусской сцене. И оно не обманывает. Искрометный юмор и мистицизм гоголевских «Игроков» в постановке Сергея Федотова не выходит за стенки павильона, не распространяется дальше финала, оставляющего самое яркое впечатление. И зеркальный стол, и бессмертные тени-игроки, и бездонный провал в никуда, образованный поднятой задней стенкой павильона, четко расставляют мистические и смысловые акценты в таллинских «Игроках». Но этого почему-то недостаточно, чтобы после спектакля осталось нечто большее, чем просто хорошее впечатление.
А вот зрители, кажется, довольны: аплодисменты гремят, на традиционной стене записей остаются восторженные отзывы, а художник рядом восторгается настоящими свечами в интерьере.
Мнение молодежного жюри
Номинация «За филигранное шулерство»
Мнения критиков
Татьяна Орлова (г. Минск)
Характеры хорошо и ярко выписаны. Гоголевский текст не проговаривается между делом, а проживается по законам театра. Эдакий бытовой реализм XIX века. Есть то, чем силен режиссер Федотов, делающий спектакль профессионально, умеющий мистифицировать. Это эффектный финал. Абсолютно гоголевский. Все хорошо, но удовольствия нет. Потому что, мне кажется, все, что было сделано, не перекинулось через рампу. Я не получила ответа на вопрос, зачем все это, зачем такой спектакль в театре Эстонии. Хотелось бы, чтобы прозвучала та самая актуальность, которая необходима сегодня театральному зрителю, особенно молодому.
Нина Мазур (г. Ганновер)
В первую минуту меня поразило несоответствие между низким воображаемым потолком комнаты, где происходит действие, и черным куполом над сценой. Я понимала, что там мечутся бесы, оттуда они будут пикировать вниз. Ощущения того, что в жизни человека есть нечто непостижимое, инобытие, возникает уже в первую минуту. Персонажи, появившиеся на сцене, – те, над кем нависла угроза. И в конце становится понятно какая. Герою не остается ничего, кроме как поступить вопреки букве Гоголя, но согласно его духу. Ведь он выбрасывает не колоду карт, а свою жизнь. Это очень федотовский спектакль, таинственный и немного страшный. О том, что мы все игроки. Казалось бы, ничего нового. Но ново и страшно. Хочу отметить сильный актерский ансамбль, в котором каждый исполнитель – абсолютная индивидуальность.
Вадим Салеев (г. Минск)
Спектакль оставил тягостное впечатление. Первый акт мне ужасно не понравился, он был монотонным. Ни режиссерская, ни актерские работы не вызывали трепета. Внутренняя напряженность и динамика пошли во втором акте, и картина стала преображаться. Финал меня потряс. Это действительно федотовское решение. На мой взгляд, странный спектакль с двумя несовместимыми половинами.
«Однажды все мы будем счастливы»
23 марта, Центр им. В. Мейерхольда (г. Москва)
Спектакль Савы Чеботаря – пример, когда немного модифицированная формула «актер и коврик» дает фантастический результат. В случае «Однажды все мы будем счастливы» результат обусловлен талантом режиссера и актрис Александры Кузенкиной и Анастасии Прониной. Совершенно простая история пьесы Екатерины Васильевой разложена, как оркестровые партии, на два голоса, на две стороны одной личности в нейтральном черно-белом пространстве. Никаких внешних эффектов – только виртуозное использование выразительных возможностей голоса и психофизики актрис, превращающее текст в настоящую музыку. Кажущаяся смешной история школьницы Машки, внезапно обернувшаяся трагедией, на 180 градусов изменяет эмоции зала. Кто она, эта Машка? Злыдня, рисующая зеленые горохи на черном фоне и швыряющая яйца в старух у подъезда, или несчастный ребенок, обделенный вниманием? Чьей вины больше в совершенном преступлении? Матери, любившей «по-своему», или дочери, которая решила приблизить для нее момент, когда «все мы будем счастливы»? Удивительный спектакль, сочетающий обыденную, совершенно бытовую историю с почти метафизическим сосуществованием и перетеканием двух полюсов одной личности. Театральное чудо, которое сложно и не хочется анатомировать.
Мнение молодежного жюри
Номинация «За счастье» – Александра Кузенкина и Анастасия Пронина.
Гран-при, лучший спектакль форума
Мнения критиков
Анжелина Рошка (г. Кишинев)
Две замечательные актрисы сумели передать неистребимое желание счастья, и это чувство стало формообразующим. Артистки органично сосуществуют – как неделимый организм, как сообщающиеся сосуды. Мне приходилось видеть спектакли, где присутствует такой же принцип деконструкции текста, но они были выхолощены. Структура в них была сама по себе, а актерское существование – само по себе. Не было органичности, как здесь. Мне очень понравилось, что актрисы чувствуют друг друга, находятся на одной волне. В спектакле минимальные перемещения в пространстве, но нет ощущения, что нас чем-то обделили. Все компенсируется слогом, интонацией, эмоцией. Креативные возможности Савы велики, и я жду новых творческих свершений.
Татьяна Орлова (г. Минск)
На спектакле я потеряла дар речи, и он еще не вернулся. Я не хочу, чтобы слова оказались пошлыми и изуродовали то замечательное, что мы видели. Очень здорово, что по существу страшная история рассказывается без стенаний и надрыва. Совершенно замечательные, талантливые актрисы. Уникальное сочетание образа простодушной наивности и стервозности, которое есть в каждом человеке. Я вижу ювелирную, уникальную режиссерскую работу. Если бы это был конкурс, для меня этот спектакль стал бы обладателем Гран-при. Я вчера была абсолютно счастлива.
Виктория Аминова (г. Санкт-Петербург)
Я видела спектакль и раньше, два года назад. Тогда он произвел сильнейшее впечатление, и я рада, что постановка осталась в той же прекрасной форме. Вчера мне удалось отстраниться от содержания и смотреть на спектакль как на театральное произведение. Поэтому было больше смешного. Я увидела два классических образа девочки из хоррора. Вообще спектакль хотелось бы смотреть как на пленке, чтобы останавливать и оценивать отдельные моменты. Совершенно замечательно наблюдать, как две умные актрисы хорошо понимают, что делают, сохраняют отстранение и одновременно переживают происходящее, переключаются с одного жанра на другой. На мой взгляд, Сава нашел идеальное воплощение исповедальных незамысловатых девочковых пьес. Он во всем пошел от обратного, максимально отстранился. Сложно представить Машку, когда смотришь на двух красивейших актрис, взросло одетых. Но это и не надо, потому что Машка в каждом из нас. Спектакль очень человечен в том плане, что в нем нет правых и неправых. Каждому персонажу хоть на мгновение дан человеческий голос.
P.S. Саву Чеботаря мягко зазывали в Минск, а режиссеры, вопреки расхожему мнению о нелюбви к коллегам, прилюдно признавались, что его спектакль – настоящий живой театр.
Объемный взгляд на фестиваль «M.@rt.контакт» от театрального критика, доктора философских наук Вадима Салеева