В преддверии самого кинематографичного месяца «Культпросвет» встретился с критиком Антоном Сидоренко, чтобы узнать, на каком свете сегодня находится белорусская кинокритика, и получить гайд по лучшим фильмам, которые появятся на минских экранах в ноябре.
Место встречи выбрали неслучайно: в этом году Falcon Club Бутик кино на время «Лістапада» соберет в одном центре все белорусские СМИ и — что беспрецедентно — ФИПРЕССИ.
Антон, в каком состоянии сегодня находится мировая кинокритика?
Сейчас существуют два типа кинокритиков: люди, которые занимаются журналистикой в СМИ или блогосфере, и киноведы, которые посвящают себя научной деятельности.
Та часть критики, что связана со СМИ, находится не в лучшем состоянии, потому что не в лучшем состоянии находится сама пресса. После кризиса 2008 года многим ведущим американским изданиям пришлось отказаться от штатных кинокритиков — теперь те работают за гонорары. В развитых странах ярко выражена тенденция исчезновения бумажной прессы, и мы приблизительно знаем, что будет в Беларуси через пять лет — газеты просто уходят.
Тогда какой формат кинокритики имеет будущее?
Кинокритика — это тексты. Не видео и не картинки, а именно тексты, рефлексия от произведений киноискусства в концентрированной форме. Тексты уже давно прекрасно существуют в виде блогов и рубрик в онлайн-изданиях. Это настоящее, а будущее будет зависеть от самого кино: куда оно пойдет, как будет развиваться, так будет трансформироваться и кинокритика. Она не исчезнет, пока люди будут читать и писать.
Антон Долин, например, перешел в формат 140 символов в Twitter…
Это экстремальный формат! Долин — настоящий уникум. Удивляюсь, как он успевает даже эти 140 символов писать, учитывая, что сейчас он — главный редактор журнала «Искусство кино», колумнист «Медузы» и автор некоторых других СМИ.
Ладно — Долин. Легко ли быть кинокритиком в Беларуси?
У наших критиков есть возможность печататься только в специализированных изданиях. Бывают исключения: мой учитель Людмила Саенкова, скажем, каждую неделю публикуется в СБ.
Я, например, являюсь редактором отдела кино журнала «Мастацтва», который издается вот уже более 30 лет. Это мой постоянный хлеб. С 2003 года, когда в минский прокат выходило по одному фильму в неделю, веду блог на портале Kinopark.by — наверное, мое «КиноЧтиво» можно заносить в белорусскую книгу рекордов: уникальный случай постоянного киноблога для нашей страны. Изначально Kinopark.by назывался kino.br.by и существовал как часть каталога: авто, недвижимость, кино и прочее. И, представьте, из всего спектра направлений выжило только кино!
Что отличает графомана, который иногда делится впечатлениями о кино у себя в Facebook, от кинокритика?
Кинокритик — человек с собственной уникальной эстетической позицией, готовый периодически освещать кинопроцесс в СМИ. Я не считаю, что критик — это человек, который пишет две-три статьи в год.
Сколько кинокритиков в современной Беларуси?
Около шести, не больше. Не буду говорить, что эти люди зарабатывают своим трудом. Но вот я, например, один из немногих, кто зарабатывает.
Вы — человек белорусского кино?
Самая любопытная часть кинематографа, как я убедился — а в кино я уже двадцать лет, — это белорусские фильмы. Почему? Потому что в иностранном кино мы являемся только статистами: нам его привозят, мы его смотрим, восхищаемся и аплодируем — среди тысяч людей по всему миру.
Фестиваль в немецком Коттбусе, где в этом году фокусируются на белорусском кино, еще раз доказывает, что изначально мы должны быть интересны самим себе — и тогда в нас заинтересуется кто-то еще. Белорусское кино вызывает у меня интерес, потому что я являюсь непосредственным участником событий. Вот когда ты внутри сюжета, это самое интересное — ты можешь влиять на сам процесс.
Какая часть нашего кино кажется вам самой, что ли, живой?
Белорусская документалистика. Если бы меня попросили назвать имена наших лучших авторов, я бы выбрал документалистов. Все фильмы Виктора Аслюка, Ольги Дашук, Андрея Кутило можно и нужно смотреть. Из игрового выделил бы Андрея Кудиненко: его «Оккупация. Мистерии» — киномолитва белоруса, без нее сейчас бы не было белорусского кино.
У нас работают настоящие профессионалы, документалисты мирового уровня. Их кино регулярно попадает на фестивали класса А.
О фестивалях. В Беларуси их становится больше и больше. Сохраняется ли качество?
Сразу уточню: что такое фестиваль? Многие считают, что каждое мероприятие, когда люди арендуют зал и показывают кино с флешки, — это фестиваль. Нет! Сегодня в Беларуси есть только два мероприятия, которые претендуют на звание кинофестиваля. Это «Лістапад» и фестиваль североевропейских стран, который просто гениально делает продюсер Воля Чайковская, — «Паўночнае ззянне». Не стоит забывать, что «фестиваль» в переводе — это «праздник». Куда приезжают гости, где есть общение с публикой и другими профессионалами, а не просто специально отобранная программа фильмов.
Но в любом случае кино — это интересно!
«Иней», Ш. Бартас
5 ноября / Falcon Club Бутик кино
Литовец Шарунас Бартас как режиссер родился еще во времена советского кино и учился в Москве, а сейчас представляет очень интересный взгляд восточноевропейского режиссера. Бартас — автор медленного кино, он передает эмоции, не всегда приятные, но точные и глубокие. Действие его фильмов обычно происходит в европейском пространстве: в «Инее» литовцы через Польшу попадают в Донбасс. Думаю, это важный по ощущениям фильм для всего нашего региона.
«Кентавр», А. А. Кубат
9 ноября / «Центральный»
Кыргызстан — удивительная страна. И я уже много лет говорю: «Белорусы, учитесь у киргизов!». Страна очень небогатая, находится далеко от центров цивилизации. И при этом там совершенно удивительная визуальная культура, люди как будто рождаются с кинокамерой в руке. Вот и любимец «Лістапада» Актан Арым Кубат снимает абсолютно чистое кино о простых жизненных ситуациях, но так, что от экрана не оторваться! У режиссера есть удивительная способность снимать именно то первозданное кино, которое было изобретено век назад и, увы, практически исчезло в развитых странах.
«Кроткая», С. Лозница
7 ноября / «Центральный»; 9 ноября / Falcon Club Бутик кино
Сергей Лозница очень близок мне как режиссер, его прошлогодний «Аустерлиц» — абсолютный шедевр. Я горд и счастлив, что знаком с ним лично — не только потому, что он родился в Беларуси и большинство своих документальных работ снимал с помощью белорусов. Мне кажется, «Кроткая» — это тот фильм, который Лозница давно хотел снять, чтобы емко высказаться о криминализированном обществе постсоветского пространства.
«Ленинопад», С. Шимко
5 ноября / «Мир»
В рамках секции «Документальные комедии» покажут «Ленинопад» — по жанру это скорее драма: работа Светланы Шимко в ироничной форме рассказывает о событиях последних лет и о том, как страна избавляется от идолов. Но существует опасность, что на их место станут новые идолы.
«О теле и душе», И. Энеди
4 ноября / Falcon Club Бутик кино; 11—12 ноября / «Центральный»
Венгерский язык очень специфичен, как и культура венгров, их менталитет. Все это наложило отпечаток на кинематограф этой интересной страны: еще во времена Холодной войны кино Венгрии можно было назвать самым свободным и авторским. Сейчас здесь новое поколение абсолютно уникальных авторов — например, мой любимец Дьёрдь Палфи или Бенедек Флигауф, который в этом году станет председателем жюри фестиваля.
Ильдико Энеди — представительница более старшего поколения. Тридцать лет назад ее дебютный фильм «Мой XX век», показанный в Каннах, принес ей мировую известность. После этого она надолго исчезла, а сейчас сняла очень необычный фильм, который явно понравится не всем: действие картины «О теле и душе» происходит на бойне. Но ее все равно нужно смотреть, чтобы получить абсолютно необычный зрительский опыт.
«Молодой Годар», М. Хазанавичус
7 ноября / «Центральный»; 10 ноября / Falcon Club Бутик кино; 16—22 ноября / «Пионер»
Жан-Люк Годар не просто совершил революцию в мире кино — он создал параллельный киномир, каждым новым фильмом меняя взгляд людей на кино вместе со своими товарищами по Новой волне. Французы не были бы французами, если бы не экранизировали любовную историю Годара и Анны Вяземски, которая зародилась в начале съемок «Китаянки» на фоне знаменитого бунта 1968 года — это культовый эпизод в истории мирового кино, когда был сорван Каннский фестиваль. Кстати, в главных ролях— Луи Гаррель и Беренис Бежо.
«Квадрат», Р. Эстлунд
6 ноября / Falcon Club Бутик кино; 8 ноября / «Центральный»; 23—29 ноября / «Пионер»
В двух словах — Фильм Года. Я вообще поклонник скандинавского кино, а Рубен Эстлунд — мой фаворит, один из самых честных, в первую очередь, перед самим собой, современных режиссеров. «Квадрат» — это сатира на систему современного искусства, которая сегодня сама по себе стала самодостаточной. Индустрия галерей, грантов, музеев — это метафора постиндустриального мира, западного общества с двойной моралью. Кино Эстлунда принимает притчевую форму, оно легко смотрится. Шведский режиссер перерастает рамки кино, его высказывания не просто авторские, они — общественно значимые. Рубен поднимает знамя великих предшественников — Бергмана, Видерберга — и уверенно движется вперед.
«Снеговик», Т. Альфредсон
23 ноября — 13 декабря / все кинотеатры
Еще один талантливый шведский режиссер Томас Альфредсон стал известен после шведской версии экранизации романов «Впусти меня» о дружбе ребенка и вампира. Потом он снял детектив по роману Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!». Кстати, именно ему я бы доверил экранизировать трилогию Стига Ларсена «Миллениум». А теперь Альфредсон взялся за «Снеговика» культового норвежского детективщика Ю Нёсбе с Майклом Фассбендером в главной роли — я пошел бы в кино, даже если бы не читал роман.
«Убийство в восточном экспрессе», К. Брана
9 ноября — 6 декабря / все кинотеатры
Традиции британской режиссуры берут начало в английском театре — Кеннет Брана как раз оттуда, он один из лучших экранизаторов Шекспира и классики в принципе. Брана снова берется за легендарный сюжет и играет на удивительном «эффекте труппы» — в его новой ленте, как и в классическом фильме Сидни Люмета, задействованы только звезды.
«Ван Гог. С любовью, Винсент», Д. Кобела, Х. Уэлшман
9—22 ноября / «Пионер» и «Центральный»
Тем, кто любит живопись, рекомендую сходить на польско-британский мультфильм с «ожившими» полотнами ван Гога — один из самых ярких анимационных фильмов года неголливудского типа. Это не просто мультфильм-выставка, в нем есть сама история, удивительно придуманный сюжет. Незабываемое визуальное ощущение.
За помощь в подготовке материала «Культпросвет» благодарит Falcon Club Бутик кино и его руководительницу Татьяну Романовскую.