Меню

Новости

Киномарт

Алексей Свирский — о жанровом кино, хоррор-журналистике и мартовской афише Минска

На этот раз в офис «Культпросвета» заглянул Алексей Свирский — редактор RussoRosso, главного хоррор-сайта в рунете. Он рассказал о жанровом кино и хоррор-журналистике, развенчал миф о том, что фильмы ужасов смотрят только маньяки, а заодно порекомендовал фильмы, которые в марте покажут столичные кинотеатры.

Лёша, по образованию ты инженер. Если бы была возможность переиграть поступление, пошел бы по журналистским тропам?

Скорее по лингвистическим. Сейчас я трачу время и деньги на то, чтобы изучить иностранные языки. А это очень полезный навык, которому я мог бы попросту научиться в университете. Инженерные вопросы, как выяснилось, немножко не мое. Вот филфак тоже был бы интересен — это как хобби-вариант, который, может быть, сэкономил бы мне время на изучение каких-то аспектов редактуры, которые пришлось изучать самостоятельно.

Окей, а как ты пришел в критику и редактуру?

Мой путь как критика начинался, чтобы не соврать, лет десять назад. У нас был прекрасный белорусский трекер torrents.by, а вместе с ним и форум для общения. Там проводились конкурсы рецензий, была сформирована группа кинокритиков — мне это все было интересно, так я и увлекся написанием текстов про фильмы. Начинал, понятно, не с хорроров, а с довольно-таки знакомых имен вроде Дэвида Линча, Ларса фон Триера и теперешнего фестивального мейнстрима. Но в то время это была довольно нишевая продукция.

После я просто начал искать возможность заниматься кинокритикой более-менее профессионально. Чтобы мое хобби — а это было и остается моим главным хобби — приносило какой-то доход. Естественно, когда ты никто и никого в журналистской среде не знаешь, это сделать непросто. Плюс — ты не можешь с нуля научиться писать критические тексты и сразу быть довольным ими.

Сначала я случайно познакомился с Аней Ефременко (главный редактор AFISHA.TUT.BY — Прим. «Культпросвет») на «Лістападзе», где она на тот момент курировала фестивальный ежедневник, для которого я писал на волонтерских началах. Это, наверное, и можно считать первым профессиональным журналистским опытом. Позже я и мой приятель Роман Неловкин, с которым у нас обнаружились схожие вкусы, попробовали постучаться в российскую «Афишу» старого образца. Но там ничего не получилось, у них у самих в то время был постоянный ребрендинг, поэтому мы просто завели паблик «ВКонтакте», куда начали писать о кино, которое нравилось нам и которое обходили стороной все большие русскоязычные сайты: они, как правило, обозревали либо фестивальный мейнстрим, либо прокат, а нам было интересно немного другое — американское независимое и жанровое кино.

kinomart0

Жанровое кино в узком понимании термина — это фильмы ужасов, триллеры и фантастика. Эта ниша все еще не была занята, про такое кино, кроме наших немногочисленных коллег, мало кто писал. Наш паблик обновлялся ежедневно в течение двух-трех лет, потом на нас вышел шеф-редактор петербургского «Сеанса» и предложил написать что-нибудь для его журнала. После кратковременного сотрудничества с «Сеансом» мы подружились с редакцией сайта «Перемотка» — моего любимого уголка из тех, где пишут про фильмы и сериалы на русском языке.

А потом меня пригласили редактором на сайт RussoRosso, посвященный жанровому кино. Проект был абсолютно новым, и мы все делали как слепые котята: до нас в этой нише существовали и другие инициативы, но мы захотели сразу начать с плотного контакта с работниками индустрии — дистрибьюторами, режиссерами, сценаристами, продюсерами. Позже RussoRosso объединился с двумя другими, уже сделавшими себе имя проектами — HorrorZone и Darker — в единую медиасеть Horror Web.

А иноязычные аналоги?

Cамый известный англоязычный сайт, посвященный фильмам ужасов, — это Bloody Disgusting. Есть еще Modern Horrors, iHorror, Dread Central и прочие.

Не думали пригласить в штат RussoRosso переводчика, чтобы расширять аудиторию?

Одна из целей RussoRosso — популяризация хорроров именно среди русскоязычной публики, а перевод — это ко всему прочему еще и ресурсозатратно. Нам и для работы над русской версией постоянно рук не хватает.

Нам — это кому?

RussoRosso организовал Влад Северцев, продюсер «Пиковой дамы» и «Невесты» — двух недавних, но уже самых прибыльных хорроров в истории российского кино.

Если говорить о структуре штата RussoRosso, то cейчас мы работаем более скромными силами, чем полтора года назад, когда все только начиналось. Вначале было много текстов от внештатников — считаю, у нас сформировался отличный подбор авторов. А потом мы немного поменяли курс и теперь существуем скорее как новостной сайт, который ведем на пару с другим редактором Денисом Салтыковым.

Вообще, мы стараемся держать баланс между мейнстримом и авангардом и быть интересными более-менее всем, кто неравнодушен к темным уголкам кино и другим формам творчества. Несмотря на это, активная читательская база у нас пока не очень велика, но мы еще до конца не уверены в том, насколько широки ее границы.

Предложить свой текст вам может любой?

Конечно. Впрочем, большинство пишущих о жанре людей мы уже знаем. Но, разумеется, было бы здорово узнать о ком-нибудь еще.

киномарт4

99% моих знакомых говорят, что до ужаса боятся смотреть хорроры, поэтому на такие фильмы я хожу одна. Вообще, для людей неестественно любить хорроры это скорее должно вызывать отвращение. Как ты дошел до того, что такое кино тебе доставляет?

Подростки, воруя яблоки из соседского сада, сознательно идут на риск — это адреналин. Умом ты понимаешь, что тебя не забьют за такой поступок до смерти, поэтому тебя это привлекает. С хоррорами примерно то же самое: людям нравится переживать сильные эмоции, когда они знают, что находятся в безопасности и ничего серьезного им не грозит.

Вот и я люблю хоррор-жанр, потому что он доставляет больше всего эмоций. Поскольку я в первую очередь воспринимаю кино на чувственном уровне, а не на интеллектуальном и не на синефильском, то жанровые работы приносят мне больше удовольствия. Они сконцентрированы на том, чтобы воздействовать на чувственный аспект, а не на интеллектуальный, как, например, большинство фестивальных фильмов, которые попадают в основные конкурсы Каннского, Венецианского, Берлинского смотров и обязательно должны говорить о чем-то важном, поднимать какую-либо проблематику. А жанровое кино по своей природе довольно аполитично и если и попадает на большие фестивали, то чаще всего имеет какой-нибудь оправдательный довесок.

Ты говоришь об эмоциях. Голливудский четко выверенный в плане драматургии фильм тоже рассчитан на то, чтобы вызывать эмоции. Чтобы в каких-то моментах ты заплакал, в каких-то — засмеялся…

Но если ты предвидишь эти моменты, если понимаешь всю механику фильма в первые десять минут — а глядя по двести жанровых картин в год, подмечать такое с каждым разом все проще и проще, — то это немного скучновато. Я начинаю смотреть подобное кино и понимаю: «Ага, тут понятно, все начинается мелодрамой и ею же и закончится». Мне кажется, в этом нет эмоций, нет души. Такие фильмы постоянно следуют какому-то расчету — драматургическому или коммерческому.

Как по-твоему: коммерция и душа — антонимы?

Да нет. Конечно, чаще всего создатели, вкладывая средства в реализацию фильма, желают, чтобы им вернулось хотя бы то, что они потратили, — на это ориентируются даже энтузиасты, которые снимают за свои кровные. Но это абсолютно нормально и не исключает авторского подхода.

Кстати, коммерческий хоррор — отдельная ниша, где тоже много всего интересного происходит. Он почти всегда следует каким-то определенным конвенциям и жанровым тропам, однако это не значит, что там нет места любопытным ходам.

Что приведешь в пример?

Существует целая куча франшиз, среди которых есть, например, набивший оскомину «Амитивилль». Так вот последний фильм оттуда, который, вопреки сложной судьбе, все-таки вышел в прокат, снимал Франк Халфун, автор довольно известного «Маньяка». Казалось бы, в фильме все построено на шаблонах, но дело не в том, что ты используешь шаблоны — без них в жанре вообще никуда, — а в том, как ты с ними обращаешься.

Кадр из фильма «Ужас Амитивилля: Пробуждение» ©videobuster.de

Хоррор — жанр консервативный, в нем многое уже изобретено, но ты всегда можешь включить авторское видение и интересным образом перетасовать клише. И не так важно, скажешь ты что-то новое или нет. Важно то, как ловко ты управишься с уже известными приемами, чтобы это вызывало эмоции у зрителей, — в этом, на мой взгляд, и есть свежесть и новизна. У нас люди старой школы часто кивают на то, что в хоррорах уже сто лет ничего нового не происходит. Но я вижу прогресс не в изобретении чего-то впечатляющего, а в появлении новых жанровых оптик. Новые детали для конструктора LEGO изобретать с каждым годом все сложнее, а вот замки из них строить — один краше другого — тут время не помеха.

Хоррор до сих пор считается низким жанром?

В качестве синонима к слову «хоррор» часто употребляют «эксплуатационное кино», которое нередко выходит эпатажным и воздействует на какие-то низменные человеческие инстинкты. Есть, например, поджанр сплэттера — это, если буквально, красочная расчлененка. Понятное дело, когда ты смотришь на такое, то не можешь оставаться равнодушным, у тебя это вызывает сильные эмоции, чаще всего негативные. Подобное кино довольно простое в творческом и производственном смыслах: вот вам элемент порно, вот кровавое убийство, вот монтажная склейка — фильм готов. Такие картины считаются очень примитивными, но в то же время действенными. Однако времена популярности такого подхода прошли, и сегодня, чтобы хоррор получился состоятельным, нужно предлагать что-то большее. Сейчас случаются очень интересные жанровые гибриды, которые скрещивают, например, семейные драмы со слэшерами. Сегодняшняя свобода мысли в хорроре уже вряд ли вяжется с ярлыком низкого жанра.

Так и появилось понятие «пост-хоррора», о котором много писали полгода-год тому?

Этот термин придумал журналист The Guardian для обозначения фильмов ужасов, которые имеют отчетливый артхаусный вектор. Это еще одна попытка концептуализации каких-то вещей, которые немного выбиваются из мейнстримной линейки хорроров. Многие восприняли эту статью со скепсисом, аргументация там была довольно неубедительная. Этот резонансный материал, по сути, описывал уже давно существующий факт: хоррор не вчера и не сегодня начал выходить за рамки обычного развлечения.

Вообще, в последнее время авторы все чаще начинают обращаться к жанру ужасов, чтобы выразить свои личные беспокойства — социальные и политические высказывания в хорроре уже давно в порядке нормы, а вот персональная рефлексия в мрачном формате с дьявольщиной и зомби пока в новинку. Это, на мой взгляд, одно из наиболее любопытных явлений последнего времени, которое лишний раз доказывает, что режиссеры не относятся к хоррору как к чему-то второсортному, а используют его, чтобы докладывать о серьезных, нередко болезненных вещах.

киномарт2

В Беларуси кто-нибудь снимает жанровое кино?

В последнее время есть попытки. Появился веб-сериал «Заклятыя скарбы» — правда, вышло только две серии, и он как-то притих. В проекте «Хронотопь» есть хоррор-зарисовки. «Белорусский психопат» Никиты Лаврецкого тоже заигрывает с жанром. Но в целом у нас к хоррору очень редко обращаются. Не знаю почему — возможно, считают это чем-то зазорным, а возможно, просто душа у людей не лежит.

А вот в России сейчас, можно сказать, пик популярности отечественного хоррора. Несколько последних фильмов, в том числе «Пиковая дама» и «Невеста», показывают, что и интерес к ним есть нешуточный, и такие картины способны приносить приличный доход. И здесь нужно учитывать, что русскому хоррору вообще очень сложно: у него нет традиции. У американского или британского фильма ужасов существует многолетняя история со своей мифологией и источниками вдохновения. В России и Беларуси же приходится нащупывать почву здесь и сейчас. В этом и кроется причина провальности большинства российских хорроров нулевых и десятых: они все время заигрывали с западными канонами, пытаясь пересказать их на свой лад, и, понятно, ничем хорошим это не заканчивалось. И только в последнее время российские кинематографисты начали обращаться к чему-то более-менее универсальному и близкому современному славянскому человеку — отчасти отсюда и успех.

Кадр из фильма «Невеста» ©cinemotionlab.com

А к чему могли бы обращаться белорусские режиссеры?

Тут не обязательно искать что-то в национальной природе. У тебя может быть вообще какая-нибудь камерная история в четырех стенах, которую ты можешь рассказать в хоррор-ключе, просто учитывая окружающую действительность, а не ориентируясь на зарубежные аналоги.

Складывается впечатление, что ты существуешь совершенно в другой вселенной кино. Где ты находишь фильмы для просмотра?

Ровно там же, где и кино, которое номинируется на «Оскар», если мы говорим о пиратском интернет-сегменте. Если говорить о легальном варианте просмотра, то тут не все так просто. Большинство актуальных жанровых фильмов появляется на зарубежных цифровых платформах вроде Amazon, iTunes, Netflix — таких с десяток наберется. Однако на всех этих площадках действуют региональные ограничения — то есть даже если ты пользователь iTunes из Беларуси, то у тебя все равно будет очень скромный спектр доступных для просмотра фильмов. В связи с вопросами авторских прав и дистрибьюции подавляющее большинство жанровых фильмов на цифровых интернет-сервисах выпускается только в Северной Америке и других регионах Запада. Поэтому в интернете официально покупать кино не всегда получается, но есть некоторые обходные варианты, которыми можно воспользоваться, чтобы, например, получить доступ к североамериканскому контенту и платить за него уже как гражданин Соединенных Штатов. Там доступ к фильму на несколько суток в среднем стоит в районе $3-4.

Также никто не запрещает ходить в кино: в последнее время российские дистрибьюторы, с которыми работают белорусские кинотеатры, гораздо смелее приобретают права на хорроры с неочевидным коммерческим потенциалом, так что жанровый репертуар от года к году лишь богатеет. Еще пару лет назад было немыслимо, чтобы до Минска добирались фестивальные фильмы ужасов.

На какие фестивали мечтают попасть фанаты хорроров?

Пускай это мероприятие и не имеет прямого отношения к страшному кино, мне очень хочется съездить на «Сандэнс» — мечта юности. Меня интересует абсолютно все, что сейчас происходит в американском независимом кино. На одно из мероприятий, где хотел побывать, уже удалось выбраться — это фестиваль фантастического кино в Ситжесе. В Монреале ежегодно проходит крупный хоррорфест Fantasia — туда бы тоже не отказался попасть. В основном все привлекательные для меня фестивали сконцентрированы в Северной Америке.

И последний вопрос: Лёша, ты киборг?

Ты серьезно полагала, что все, кто увлекается жанром ужасов, это какие-то маньяки, которые серп держат под диваном? (Улыбается.) Большинство хоррор-фанатов — это обычные и часто приятные в общении люди. Дружелюбные, с чувством юмора.

«Страна призраков», П. Ложье

15—29 марта / кинотеатры сети Silver Screen

Заметный представитель «французского экстрима» 2000-х (многие знают режиссера по жестоким и эмоциональным «Мученицам») спустя шесть лет возвращается с новым фильмом. Четвертое полнометражное кино Ложье — долгожданное событие для поклонников жанра — рискует пройти абсолютно незамеченным для всех остальных, и здесь хотелось бы хоть как-то да исправить ситуацию: авторский хоррор в минском прокате — явление единичное, и русскоязычная локализация названия его лишь тщательнее маскирует. В центре сюжета — две сестры, которых разобщила давняя трагедия, и их мать, которую играет певица Милен Фармер. Промоматериалы и первые отзывы намекают на то, что у Ложье все получилось как нельзя лучше.

«Проект “Флорида”», Ш. Бейкер

7—21 марта / Falcon Club Бутик Кино, кинотеатры сети Silver Screen, «Центральный»

Шон Бейкер, автор небезызвестного «Мандарина» и специалист по неуемной энергетике, продолжает свою режиссерскую карьеру вторжением в мир детства. Солнечный, живой и сентиментальный «Проект “Флорида”» рассказывает историю шестилетней девчонки и ее непоседливых друзей, временно проживающих в гостинице близ Диснейленда. Наблюдать за беззаботными детишками одно удовольствие, но в фильм, благодаря взрослым, тайком прокрадывается еще и драма, так что жаловаться на бедную эмоциональную палитру тут вряд ли вообще кому-нибудь придется.

«Тебя никогда здесь не было», Л. Рэмси

22 марта — 4 апреля / кинотеатры сети Silver Screen, Falcon Club Бутик Кино

Мартовский прокат приготовил еще один интригующий камбек: спустя все те же шесть лет навстречу зрителю выходит новая работа шотландки Линн Рэмси — одной из немногих жанровых ремесленников, получивших одобрение у публики высшего фестивального света. Предыдущее кино постановщицы в тревожной манере обыгрывало непростые взаимоотношения матери и сына, в этом раздобревший Хоакин Феникс берется за молоток и отправляется наводить порядок во вселенной воротил-прохиндеев — ничего более очаровательного прошлогодний конкурс Каннского фестиваля попросту не предлагал.

«Не в себе», С. Содерберг

29 марта — 18 апреля / кинотеатры сети Silver Screen, «Беларусь», «Аврора», «Мир»

Последнее кино знаменитого режиссера Содерберга подается как хоррор, целиком снятый на iPhone, да еще и показанный на недавнем Берлинском фестивале, но, во-первых, как отмечает автор, это скорее психологический триллер, а во-вторых, ну кого сегодня удивишь съемкой на смартфон. И тем не менее новое обращение Содерберга к жанру, отдающему мраком, — событие крайне любопытное: все, что до этого постановщик сочинял про вирусы, страхи и прочие недобрые вещи, вызывало исключительно приятные впечатления.

А еще мы узнали топ-10 современных жанровых фильмов по версии Алексея Свирского:

  • «Месть нерожденному» / Inside, А. Бустильо, Ж. Мори, 2007
  • «Мученицы» / Martyrs, П. Ложье, 2008
  • «Список смертников» / Kill List, Б. Уитли, 2011
  • «Крошка Молли» / Lovely Molly, Э. Санчес, 2011
  • «Ошибки человеческого тела» / Errors of the Human Body, Э. Шиан, 2012
  • «Мать-природа» / Mother Nature, Й. Лидгрен, 2013
  • «Февраль» / February, О. Перкинс, 2015
  • «Ведьма» / The Witch: A New-England Folktale, Р. Эггерс, 2015
  • «Я прелесть, живущая в доме» / I Am the Pretty Thing That Lives in the House, О. Перкинс, 2016
  • «Паранормальное» / The Endless, Д. Бенсон, А. Мурхед, 2017

telegram-4

Top