Меню

Новости

Кадер Атту

«Мы живем в обществе, в котором многое работает на то, чтобы разъединять людей»

Кадер Атту — хореограф, танцор, директор Национального хореографического центра Ла-Рошель. В своем творчестве сочетает различные жанры и направления с гуманистической направленностью и создает совершенно уникальный танцевальный стиль, соединяя хип-хоп, цирк, современный танец и изобразительное искусство.

Я француз, родился и вырос во Франции, а мои родители из Алжира. Я несу в себе две культуры: хорошо знаю Алжир, говорю по-арабски, но я француз. И когда был маленьким, у меня с этим не было никаких проблем. Различия возникли позже. Я рос, и мне указывали на то, что я отличаюсь от других. Я культивирую в себе эти отличия, потому что все не должны быть похожими друг на друга. Но важно, чтобы эти отличия не вели к изоляции человека. Я не сталкиваюсь с этой проблемой в своей работе, потому что у танцоров, артистов другое видение, схожие ценности.

Мы живем в обществе, в котором многое работает на то, чтобы разъединять людей. Но самое прекрасное – это как раз-таки микс: культур, жанров…

В некоторых моих спектаклях затрагиваются темы кризиса, иммигрантов, войны. Я считаю, что искусство является одним из способов привлечь внимание людей к определенным проблемам. И знаю, что оно может изменять положение вещей. Именно за это я люблю свою профессию – тебе кажется, что ты делаешь что-то незначительное, но на самом деле твоя работа влияет на людей. Искусство не существует вне политики. Но в то же время я не политик, а творец.

Когда ты занимаешься танцами, всегда нужно интересоваться тем, что происходит вокруг, нужно быть любопытным как и в обычной жизни. Мне интересен и классический, и современный танец. Я смотрю разные постановки – хореографические, музыкальные, драматические – что-то меня трогает, что-то нет, но все равно я подпитываюсь этим.

Я всегда стремлюсь соединять разные эстетики таким образом, чтобы ни одна из них не теряла своей идентичности. Меня интересует понятие «встречи», оно лежит в основе моей работы. Я занимаюсь танцами уже 30 лет и именно благодаря танцу много путешествовал, встретил много людей, разных эстетик.

Некоторые говорят, что невозможно совмещать хип-хоп и классический танец, но это не так нужно просто найти связь. Хип-хоп – удивительный танец, он необычайно богат с точки зрения кодов и эстетики. И я один из тех, кто внес вклад в то, чтобы хип-хоп стал не только танцем улиц. Мы вернули этот танец в театр – это огромная работа, на это ушел не один год.

Kader_Attou1

Хип-хоп постановки это не просто баттл танцоров, это было бы бессмысленно. Я хочу провоцировать, рассказывать истории, волновать и очаровывать зрителей. Я очень внимательно наблюдаю за тем, что происходит вокруг. В мире, который меня окружает, многое меня волнует, заставляет плакать или смеяться, завораживает. Вместе с моими танцорами я переношу это на сцену.

Когда я начинаю работать над постановкой, у меня есть определенное видение, идеи, которые я стараюсь воплотить с помощью танцовщиков. В то же время всегда отталкиваюсь от того, на что они способны, всегда даю им немного свободы. В результате совместной работы рождается постановка, в которой уже нет места для импровизации: от начала и до конца я управляю труппой подобно тому, как дирижер управляет оркестром.

Когда я создаю новые постановки, то не думаю о коммерческой составляющей. Для меня это чистое искусство. Даже если в зале будет один человек, ничего не изменится. Я создаю свои спектакли не для того, чтобы доставлять удовольствие зрителям. Например, постановки Cirque du Soleil коммерческие. Мои же работы могут быть мрачными, затрагивать сложные темы. Я создаю спектакли, потому что мне есть что сказать.

Kader_Attou2

Мои зрители это люди от 0 до 99 лет. Сегодня во Франции на хореографическую постановку в стиле хип-хоп приходит кардинально разная публика – и в социальном, и в культурном плане. И это одна из самых невероятных вещей в моей работе. Я начинал танцевать на улице и за годы работы доказал, что могу создавать глубокие, полные смысла постановки, имеющие художественную ценность. И я смог завоевать «театральную» публику.

Самое сложное в моей работе постоянно обновляться и находить что-то новое. Если я вижу какой-то спектакль, и у меня складывается впечатление, что нечто подобное видел раньше, – это уже не очень интересно. Я хочу, чтобы мои постановки волновали и трогали зрителей.

Для меня важно, чтобы мои танцовщики были не просто хорошими «техниками», но и хорошими интерпретаторами. Можно хорошо владеть техникой, но ничего не выражать своими движениями – танцевать без души, тогда это будет похоже на гимнастику. А есть актеры, танцовщики, которые, казалось бы, не делают на сцене ничего особенного, но в то же время заполняют собой все пространство, держат внимание публики.

Kader_Attou

Я не из тех, кто ищет танцовщиков с одинаковыми телами. Для меня важно, чтобы человек хорошо чувствовал себя в собственном теле и умел самовыражаться. И тогда неважно, каким он будет: толстым, худым, красивым или уродливым.

Тело танцора не должно лгать, оно должно быть настоящим. Для меня танец – это не просто выполнение определенных движений. Танец сначала нужно впитать в себя, прожить его, и только потом он может воплотиться в движениях. Танцор должен быть самим танцем. Но это получается не у всех.

Танцор это не просто тело, это человек, у которого есть своя уникальная история. Меня очень интересуют различия между людьми, и мне нравится объединять этих разных людей.

Я никогда не буду делать ничего, что может навредить моим танцорам: я не буду просить их делать какие-то движения, которые будут причинять им сильные неудобства. Мы всегда находимся в диалоге.

Kader_Attou3

Хип-хоп возник как мужская субкультура, но сегодня в профессии есть женщины, и их деятельность заметна. Долгое время, для того чтобы добиться успеха в этой среде, женщина должна была заставить уважать себя, и для этого она перенимала мужские «коды»: одевалась определенным образом, ее танец был очень «мужским». Но я считаю, что танцовщицы не должны терять свою женственность.

Я в профессии уже 30 лет и хочу продолжать работать максимально долго. Это очень увлекательная, но в то же время тяжелая профессия: ты можешь «исчезнуть» в любой момент. Поэтому я еще раз хочу сказать, что очень важно постоянно обновляться. У меня есть свой собственный почерк, но мои спектакли не похожи друг на друга.

Я хочу, чтобы мои дети гордились мной. Иногда я беру их с собой на сцену, и им очень нравится то, что я делаю. Неважно, какую профессию они выберут, я просто хочу, чтобы они были счастливыми. Жизнь – это последовательность закрытых дверей, и моя задача как родителя – дать им ключи, которыми они смогут открывать эти двери.

Top