Меню

Новости

Йозеф Шволик

Интервью с директором департамента искусств Министерства культуры Словакии

Журналисты «Культпросвета» поговорили с Йозефом Шволиком, гостем программы Belarus Open Международного форума театрального искусства ТЕАРТ, и разобрались, как Министерство культуры Словакии взаимодействует с государственными и независимыми культурными институциями. Рассказываем и вам.

О государственных и независимых институциях и финансировании

Четыре основных государственных театра — Словацкий национальный театр, Кошицкий государственный театр, Государственная опера в городе Банска-Бистрица и Театр «Новая сцена» — подчиняются напрямую Министерству культуры Словакии. Каждый из восьми регионов также имеет свой театр. К официальной культуре можно отнести также городские театры и театры этнических меньшинств: русский, венгерский и цыганский.

Независимый театр начал зарождаться после революции 1989 года, и  сегодня в Словакии есть независимые театры с очень высоким художественным уровнем, но, к сожалению, проблема финансирования стоит для них очень остро.

kp_jozef_svolik8_852x579

«Культура – это наша жизнь, и человечество нуждается в ней, чтобы жить полноценно. К сожалению, на культуру остается очень мало денег, и эта проблема свойственна большинству стран».

До 2015 года в Министерстве культуры Словакии существовала грантовая система: специальная комиссия выделяла гранты самым достойным по ее мнению заявителям — театральным группам, музыкантам, художникам и литераторам. В этом году появился независимый Фонд поддержки искусства (Fond na podporu umenia), в Совет которого входят представители как государственных, так и независимых культурных институций и инициатив. Я говорю, что это независимый фонд, потому что государство как таковое не имеет никакого влияния на членов Совета фонда, хотя часть бюджета и составляют государственные дотации. Фонд самостоятельно распределяет деньги среди наиболее достойных  заявителей в каждом виде творчества. В скором времени будет готов законопроект, в котором будут обозначены принципы работы этого фонда и размер финансовой поддержки, оказываемой государством. Это совсем новый процесс, но критики уже говорят о том, что это хорошее перспективное начинание.

Ежегодно Министерство культуры заключает контракты с театрами, чтобы утвердить сумму, которую получит тот или иной театр в следующем году. В контрактах также фиксируется, сколько премьер должно быть выпущено и сколько спектаклей показано на эти деньги. Помимо количества спектаклей министерство может указать, например, что в каких-то постановках акцент нужно сделать на определенные исторические события. Но министерство контролирует только ключевые моменты — театры самостоятельно выбирают драматургический материал, набирают штат сотрудников и определяют уровень заработной платы в рамках бюджета.

kp_jozef_svolik9_852x579

О руководителях культурных институций

Сегодня в словацких театрах работает много прогрессивных режиссеров в возрасте 25-45 лет. Это происходит благодаря тому, что театры продвигают молодое поколение – наши режиссеры имеют успех в том числе и в Чехии, а некоторые даже работают директорами чешских театров.

Если говорить о художественных руководителях и директорах театров в Словакии, то их назначение происходит следующим образом. В зависимости от того, кому подчиняется театр — непосредственно Министерству культуры или региональным представительствам, формируется комиссия, которая рассматривает предложенные кандидатуры на конкурсной основе. Министр культуры, глава региона или мэр города, обладающие правом решающего голоса, утверждают кандидата или объявляют еще один круг отбора. Но случаев, когда предложение комиссии не принимается, крайне мало.

kp_jozef_svolik5_852x579

В 2014 году в Словакии был введен новый закон, согласно которому, начиная с 2014 года, директора государственных театров и музыкальных учреждений могут находиться на посту в течение пяти лет. Это было сделано для того, чтобы они имели возможность воплотить в жизнь свою концепцию развития. Согласно закону, по истечении установленного срока снова будет проводиться конкурс, но при этом возможно также и прямое назначение на должность министром культуры. Такая практика уже существует в Чешской Республике: выдающихся деятелей из мира театра, кино или литературы просят предложить кандидатуру человека из профильной сферы, который мог бы занять соответствующую должность. Как правило, министр культуры одобряет выдвинутые кандидатуры.

В 2019 году будет проводиться очередной конкурс, придёт время обновления руководящего состава. В этом году мы задали нашим театралам задание разработать концепцию перспективного развития на 2017-2019 гг. Мы хотим, чтобы руководители проделали такую работу, чтобы министр культуры в 2019 году посмотрел на результаты и сказал: «Продолжайте».

О цензуре

После революции я не могу вспомнить ни одного случая цензуры в государственном театре. У нас есть спектакли, к которым можно было бы «придраться», но государство не дает им никаких оценок – только зрители решают, быть спектаклю или нет.

kp_jozef_svolik4_852x579

О неформальном образовании в сфере искусств

Кроме учреждений «классической» системы образования – например, Университета музыкальных искусств в Братиславе и Академии искусств в г. Банска-Бистрица, которые готовят режиссеров, драматургов, актеров, художников и т.д., существуют и неформальные образовательные проекты. Например, в прошлом году Национальный театр совместно с Театральным Институтом организовал пилотный проект – курсы для школьных учителей. Театр пригласил сорок пять педагогов из Словакии, которые изучили процесс создания спектакля от первых чтений на сцене до премьеры. Проект был направлен на то, чтобы показать учителям, как готовить учеников к восприятию театра, краткому самостоятельному анализу.

На постоянной основе проводятся встречи режиссеров, актеров, членов художественно-постановочной группы со зрителями. Также существует система мастер-классов, которая активно развивается в частности в рамках фестивалей.

kp_jozef_svolik6_852x579

О премиях Министерства культуры

Ежегодно Министерство культуры вручает премии за вклад в развитие разных областей искусства. Нужно также сказать, что нынешний министр культуры Марек Мадярич — очень уважаемый политик, и деятели искусства заинтересованы в получении этой премии, потому что она свидетельствует о высокой оценке их работы. И речь идёт не только о государственных учреждениях культуры — это касается также и независимой среды.

Примечание: Марек Мадярич сам является драматургом. В 2013 году Мадярич выступил автором либретто к мюзиклу «Проклятый поэт», переведенному с французского языка, а в 2014 году театр «Арена» поставил его пьесу «Дама без камелий». Сейчас Мадярич работает над книгой о Милане Растиславе Штефанике, одном из создателей и руководителей Чехословацкого национального совета, генерале французской армии.

kp_jozef_svolik3_852x579

Об институте критики

Театры приветствуют любую критику —  если отзыв плохой, коллектив театра понимает, что дело не в критике, а в театре, в его работе. Театры признают свои ошибки.

Недавно театр в Кошице пригласил к себе критиков из Братиславы и за неделю показал все премьеры последнего года, чтобы потом обсудить их и принять решение, что оставлять в репертуаре на следующий сезон. То же самое практикует и Оперный театр.

Театрам нужно, чтобы о них писали — когда о них пишут, театры живут, в противном случае люди просто не знают, существуют ли они. Работает принцип: не читали – не знаем.

Но не стоит забывать, что критика – это наблюдения одного человека. А когда спектакль смотрят зрители – это пятьдесят, сто, двести, триста маленьких критиков, и именно они потом скажут знакомым: «Сходи на этот спектакль».

Top