– Вы – одна из немногих сегодняшних российских артисток, которая умеет танцевать чечетку и которая не раз «наступала на пятки» не только судьбе. Вы фаталистка?
Я давно не степлю. Последний раз это было в каком-то лохматом девяностом году, хотя думаю, что если нужно будет, я вспомню все за два часа. Можно сказать, что я верю в судьбу, потому что моя жизнь состоит из неких запрограммированных случайностей.
В детстве я была таким безбашенным ребенком, и меня даже пару раз из школы выгоняли. Но я всегда знала, что у меня дома есть опора – мои родители, что они меня безумно любят, и поэтому я могла позволить себе поступать так, как считаю нужным. Я и сегодня могу рискнуть всем ради театра, ради личной жизни – ради всего сразу. И посмотреть, что получится.
– Ирина, вы стойко ассоциируетесь с булгаковской фразой: «Никогда ничего не проси. Сами придут и сами все дадут». Это про вас?
В принципе, я так и живу всю жизнь – сами приходят и, слава богу, предлагают. Или делаю сама. Но не прошу. Я – обыкновенный человек, и в каких-то вещах бываю слабой, в каких-то – сильной. Но я не железная женщина, хотя кино это всячески пытается доказать.
– Ваши образы в кино и театре действительно сильно отличаются… Вы даже немного недолюбливаете кинематограф.
В театре у меня есть выбор, а в кино для меня, к сожалению, выбора нет. В театре последние 13 лет я сама выбираю роли, а в кино мне приходится соглашаться или не соглашаться на то, что мне предлагают. Предлагают, к сожалению, те образы-штампы, которые ко мне уже приросли – дальше мало кто смотрит.
– В театре тоже у каждого есть свои режиссеры. Для вас такими «своими» стали Табаков, Ефремов и Виктюк. Кого бы еще хотелось включить в этот список?
Режиссеров очень много. Мне очень нравится, что делает Юрий Бутусов в Пушкинском театре. Но мне не очень нравится, что он делает на некоторых других площадках. Я бы с удовольствием поработала с тем же Константином Богомоловым.
А еще мечтаю – и очень надеюсь, что эта мечта когда-нибудь осуществится – сыграть у Мити Чернякова – оперного режиссера, который ставит спектакли не только у нас, но и в Метрополитен Опера («Князь Игорь» — прим. автора) и в «Ла Скале» («Царская невеста» — прим. автора). Я с детства люблю оперетту, хотя эта моя любовь, к сожалению, пока не нашла отражения в жизни – я так и не сыграла свою любимую роль Сильвы…
– В свое время вы фактически открывали обновленную «Табакерку». Какие были ощущения?
Я выходила на сцену в спектакле «ЧП районного масштаба». Во-первых, у меня до сих пор не прошел трепет перед Олегом Павловичем Табаковым, как тогда, когда я впервые увидела его в Школе-студии МХАТ. Играть в «Табакерке» было страшно, потому что я была студенткой первого курса – это была безумная ответственность! Но в этом было и некое счастье, победа.
Любимое слово Табакова – «селекция». И все годы обучения в Школе-студии МХАТ у нас была жуткая конкуренция, и нужно было постоянно доказывать, что ты имеешь право там учиться. Он говорил, что мы должны зарабатывать себе на «кусок хлеба с маслом», и это было безумно тяжело. Но это была хорошая закалка.
– А с недавних пор вы и сами примерили на себя роль директора Театра Романа Виктюка. Не тяжело разбираться с бюрократией и денежными вопросами?
Это нелегко, но забавно. Здесь есть что-то новое для меня, неизведанное. Мне интересно этим заниматься, потому что я многого не знаю, а раз не знаю – во мне просыпается любопытство. Там меня называют Ирина Викторовна – это ужасно, потому что мне сразу кажется, что я становлюсь намного старше той себя, которую ощущаю внутри. Поначалу я даже думала, что это не ко мне обращаются.
– В «Скамейке» вы играете одинокую женщину. Как вы относитесь к этому состоянию?
Мне категорически не хватает одиночества, потому что я все время окружена людьми – и дома, и на работе. А в одиночестве я абсолютно самодостаточна, мне нескучно. И когда такая минута одиночества появляется, а это случается в основном на гастролях в других городах, я могу что-то почитать, заняться собой. Могу делать все и ничего одновременно. Мне комфортно в этом состоянии.
– Но одиночкой вас тоже нельзя назвать. Вот Гоша Куценко, с которым вы работаете не только в «Скамейке», но и на многих других проектах – друг?
Мы столько лет вместе сотрудничаем, что скорее уже родственники, а не просто друзья.