Меню

Новости

ЦЭР: старт молодых режиссеров

«Вот и получается, что сверхзадача молодого режиссёра сегодня – это не поиск собственного стиля и индивидуального почерка при создании спектаклей, а попытка удержаться в профессии любой ценой»

Несмотря на ежегодный выпуск дипломников-режиссёров Академией искусств, в театрах остаются работать единицы, а новые имена и театральные потрясения случаются не так часто, как хотелось бы. О причинах нехватки молодых режиссеров в Беларуси и возможных путях решения проблемы мы поговорили с режиссером, руководителем Центра экспериментальной режиссуры (ЦЭР) Татьяной Троянович.

Причин несколько, и одна из них – возрастающая коммерциализация белорусского театра.

Первые спектакли молодого режиссёра – это период творческого становления, поиск индивидуального художественного стиля путём экспериментальных постановок и новаторских решений. Однако, пресловутый «план по зрителю», благодаря которому директора театров обязаны обеспечивать максимальный уровень посещаемости, приводит к смещению акцентов.

Основным является не художественная составляющая спектакля, а его коммерческий успех. Современный зритель, воспитанный массовой культурой, ждёт от режиссера понятный продукт. В угоду ему директора театров предпочитают избегать «новаторских» постановок с их непонятной перспективой развития, и выбирают традиционный, проверенный со зрительской точки зрения, материал. Любой эксперимент может обернуться коммерческой неудачей и, как следствие, потерей государственных денег, невыполнением плана и т. д.

«По имени Господин», режиссер Наталья Леванова. ЦЭР, Минск

Однако, и новаторство, и экспериментальный поиск не всегда предполагают немедленную отдачу или зрительский успех, а направлены на внутреннее развитие как личности молодого режиссёра, так и театрального процесса в целом. В том числе и через возможные неудачи. А молодой режиссёр, чудом получивший серьёзную постановку на большой сцене, просто не имеет права на ошибку, не может позволить себе эксперимент. Ошибки простят мэтру, его же, молодого, обвинят в бездарности и профнепригодности. Так что: либо – шедевр, либо – не оправдал надежды. Отсюда и так называемые «ножницы» молодой режиссуры: с одной стороны – критика с ожиданием эксперимента, новаторства и творческого поиска, с другой – жизненная реальность.

«Вот и получается, что сверхзадача молодого режиссёра сегодня – это не поиск собственного стиля и индивидуального почерка при создании спектаклей, а попытка удержаться в профессии любой ценой»

То есть, ЦЭР создавался для того, чтобы молодые режиссеры получили площадку для опытов, чтобы было проще удержаться в профессии?

Описанная проблема касается не только Беларуси. Во многих странах постсоветского пространства давно существует механизм выхода из кризисной ситуации. В России вопрос решается при помощи создания Центров режиссуры и режиссёрских лабораторий, которые призваны быть связующим звеном между учебными заведениями и театрами. В их основе лежит плотная практическая и образовательная программа развития молодой режиссуры. Так, например, в Театре Наций, под руководством заслуженного артиста России Евгения Миронова проходит программа, по которой лучшие учебные спектакли молодых режиссеров переносятся в репертуар театра. Экспериментальными площадками являются «Театр.dос» под руководством Михаила Угарова, Центр драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева, театр «Практика» и др.

«Жизнь удалась», режиссер Михаил Угаров. Театр. doc, Москва

Классы молодой режиссуры ежегодно проводят и в Школе Современной Пьесы, а также в театрах Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Красноярска и других городов России. Аналогичные центры существуют в Польше, Литве, Германии, где молодые режиссёры и драматурги осваивают разные театральные концепции и методики, ищут свой индивидуальный творческий стиль и почерк, готовятся для дальнейшего продолжения карьеры в репертуарных театрах. Как в России, в Европе, так и в Америке существует развитая система мастер-классов и режиссёрских стажировок.

«Семейные истории», режиссер Елена Невежина. Театр Наций, Москва

Идею открытия в Беларуси экспериментальной режиссёрской лаборатории поддержал ректор Белорусской государственной академии искусств Михаил Григорьевич Борозна, и, согласно Поручению Президента РБ, в декабре 2012 года на базе БГАИ был открыт Центр экспериментальной режиссуры.

Репетиция «По имени Господин», режиссер Наталья Леванова. ЦЭР, Минск

Цель Центра – поддержать молодых талантливых режиссеров, актёров и художников–сценографов на первом этапе творческого пути. Мы создаем «стартовую площадку» для раскрытия потенциала и воплощения замыслов.
В основе деятельности Центра – два главных принципа: принцип театральной множественности (разнообразие театрального поля) и принцип многопрофильности (образовательная и постановочная деятельность).

Задачи Центра – это создание сценических произведений экспериментального характера, изучение и освоение инновационных театральных технологий, участие в международных театральных форумах, зарубежных режиссерских стажировках, проведение мастер-классов, внутренних и внешних стажировок, создание единого культурно-художественного пространства для молодых режиссёров, художников, актёров, драматургов и др.

Эскиз спектакля

Эскиз спектакля «Арт», режиссёр Дмитрий Тишко. ЦЭР, Минск

На круглых столах часто поднимают проблему: молодым режиссерам не хватает стажировок и мастер-классов, где они могли бы перенимать практический опыт…

Первый образовательный проект Центра – внутренние стажировки. Речь идёт о посещении студентами–режиссёрами международных фестивалей, которые проходят на территории Беларуси: «М.@rt.контакт», «Белая Вежа», «ТЕАРТ».

Благодаря поддержке ректора Академии уже второй год мы вывозим студентов на данные форумы, где они могут не только смотреть лучшие спектакли, но и принимать участие в образовательной программе фестиваля (читки, мастер-классы, пресс–конференции с участием театральных критиков и т.д.). Фестиваль, как правило, открывает перспективы. Так, например, после участия наших студентов в читках польских пьес в рамках образовательной программы МТФ «Белая Вежа», они были приглашены польским институтом Адама Мицкевича принять участие в Международном театральном фестивале в Кракове «Божественная комедия».

«Музей 16 пьес». Открытый семинар Д. Волкострелова в рамках «ТЕАРТа»

Центром организовано волонтерское движение студентов–режиссёров в рамках фестивалей («ТЕАРТ», II Минский форум уличных театров), что даёт возможность не только посмотреть постановки, но и изучить процесс «изнутри», получить организационный опыт.

Мастер-класс Яши Енула. KUD Ljud, Словения

Мастер-класс Яши Енула. KUD Ljud, Словения

ЦЭР провёл мастер–классы, открытые семинары, лекции. Наиболее интересные, с моей точки зрения: двухдневный мастер–класс театрального режиссёра и педагога, профессора Школы–студии им. В. И. Немировича–Данченко при МХТ им. Чехова В. Рыжакова, мастер–класс по уличному интерактивному театру словенского специалиста, основателя театра KUD Ljud, участника многочисленных международных театральных проектов Яши Енула, мастер–класс итальянского режиссёра Маттео Спьяцци (комедия масок), открытые семинары с номинантами театральной премии «Золотая Маска» Семёном Александровским и Дмитрием Волкостреловым и др.

Также была проведена серия круглых столов по наиболее острым и проблемным вопросам белорусского театра («Пьеса для экспериментального театра», «Экспериментальный театр: опыт управления», «Молодые режиссёры: пути становления» и т.д.).

Мастер-класс Маттео Спьяцци. Комедия дель арте, Италия

Мастер-класс Маттео Спьяцци. Комедия дель арте, Италия

Успешно прошла наша I режиссёрская лаборатория, которую провели в феврале этого года. Её основные задачи – отбор эскизов спектаклей с потенциалом выхода на большую аудиторию, приглашение к обсуждению критиков и специалистов, и продвижение результатов лаборатории в прокат.

На лаборатории были представлены четыре эскиза: Альгерд Бахаревич «Шабаны» (реж. Елена Ганум), Анна Яблонская «Лодочник» (реж. Елена Порошина), Ясмина Реза «АРТ» (реж. Дмитрий Тишко), Филипп Лёлле «Genannt Gospodin» (реж. Наталья Леванова). Честно сказать, результат превзошел наши скромные ожидания.

Эскиз спектакля «Лодочник», режиссёр Елена Порошина. ЦЭР, Минск

Эскиз спектакля «Лодочник», режиссёр Елена Порошина. ЦЭР, Минск

1. Количество желающих посмотреть эскизы было так велико, что не все смогли поместиться в маленьком помещении на Калиновского. Среди зрителей присутствовали ректор академии искусств, художественные руководители театров, критики и журналисты.

2. По результатам лаборатории студентка 3 курса режиссёрской специализации Е. Ганум (мастерская Н. Пинигина), представившая эскиз по роману «Шабаны», была приглашена в Республиканский театр белорусской драматургии на постановку данного произведения.

3. Имеются предварительные договорённости о включении режиссёрских работ Е. Ганум «Шабаны» и Н. Левановой «Genannt Gospodin» (По имени Господин) в белорусский блок Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ». Эскиз Е. Порошиной «Лодочник» был показан в рамках сценических чтений «Школьный театр», которые в этом году уже в 18 раз проходили на сцене Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа.

Эскиз спектакля

Эскиз спектакля «По имени Господин», режиссёр Наталья Леванова. ЦЭР, Минск

В июле этого года прошла II режиссёрская лаборатория. Схема продвижения проекта была простой: необходимо подать заявку в Центр и показать 15–20 минутный эскиз (можно читку). Если работа совпадает с нашим форматом – включаем эскиз в лабораторию. Несколько слов о формате: преимущество за современной драматургией. Из четырёх произведений, представленных на первой лаборатории, три (Яблонская, Лёлле и Бахаревич) – это наши современники и в Беларуси ранее не ставились. Однако, приветствуется и классика. Главное, чтобы был интересный режиссёрский концепт.

ЦЭР. Очередь на просмотр спектаклей II ЦЭР, июль 2014

Очередь на просмотр спектаклей II лаборатории ЦЭР. Июль 2014, Минск

О проблемах не говорите намеренно?

Основная проблема – это отсутствие оборудованной площадки. В Академии искусств есть две сцены (основная на 250 мест и малая), но сейчас в стационарных помещениях театра Мировича, которые находятся в главном корпусе, идут ремонтные работы. Как долго они продлятся – неизвестно. К тому же театр Мировича имеет статус учебной площадки, т.е. предназначен для учебных занятий студентов Академии.

Есть надежда, что Центр получит две небольшие учебные аудитории по ул. Калиновского 50а, но это решит проблему репетиционной базы, а не прокатной площадки. Два года подряд нам отказывают в получении гранта на оборудование, заявку на который мы подавали в Фонд Президента РБ по поддержке культуры и искусства. Пока постановочная деятельность Центра держится на энтузиазме его сотрудников.

«Нех**вый день», режиссер Елена Силутина. ЦЭР, Минск

Ещё одна серьёзная проблема – отсутствие полноценной возможности работать с молодыми дипломированными режиссёрами. Выход из этой ситуации – открытие в Академии искусств режиссёрской ассистентуры–стажировки (форма послевузовского профессионального образования). Задача ассистентуры – совершенствование творческих и профессиональных навыков молодых режиссёров, вычленение наиболее перспективных кадров и работа с ними по индивидуальному плану. Но это дело не одного дня.

Top