Ширли, о чем рассказывает зрителям Иржи Килиан в этом балете?
На первый взгляд «Шесть танцев» — очень комическое представление. Но лишь на первый взгляд. Конечно же, действие происходит в классические времена Моцарта, но юмор Амадея особый — он тонко пародирует эстетику куртуазного века.
Килиан воплощает это в танце. Если коротко, речь идет о сегодняшней жизни в современном театре, о том, что происходит за кулисами любого театра: романы, измены, сплетни, конкуренция.
По вашему мнению, балет сейчас актуален так же, как раньше?
Я думаю, что очень важно сохранить классическую школу, классический танец. У вас, в Беларуси традиционно ценят классический танец и музыку. В Голландии достаточно сложно привлечь молодых людей на классический балет. Им нравятся уличные танцы, хип-хоп, брейк данс, которые заставляют людей двигаться, заряжают драйвом. И такая тенденция не только у нас, но и во всей Европе. Есть большой интерес к танцу, но не к театру. Поэтому все театры Европы работают над проблемой, как привлечь, заинтересовать новое поколение театралов.
В театр, где танцуют контемпорари, наверное, привлечь новое поколение зрителей проще?
Я не уверена. Для многих контемпорари — это слишком сложно. К тому же, все дороже становятся билеты в театр. Мы гастролируем по разным городам в нашей стране, и ставим очень много различных представлений, но я не могу сказать, что залы всегда заполнены. Но во время гастролей в других странах, залы на наши спектакли распроданы полностью.
Как вам работается с белорусской труппой?
В классическом танце танцовщики всегда красивы, изысканы, а в контемпорари часто нужно быть смешным или даже уродливым, кривляться. В академическом танце артисты привыкли абсолютно к другим движениям, привыкли позировать — когда в классическом спектакле танцовщики бегут, они делают это тоже картинно. И для некоторых классических танцовщиков очень сложно полностью измениться, привыкнуть к другому стилю.
Я всегда пытаюсь поставить балет как можно ближе к оригиналу — в спектакле все происходит очень быстро, за очень короткое время нужно показать много материала, и очень четко. С другой стороны, у тех, кто хорошо танцует классику, много преимуществ, потому что технически балет «Шесть танцев» сложный. Я могу ошибаться, но мне кажется, что ваши танцовщики получают удовольствие от наших репетиций.
По словам театральных критиков, «спектакль близок духу театра, издавна славящегося своими комедийными балетами и капустниками; отправляя нас в галантный век кринолинов, париков и пудры, Килиан с виртуозностью лавирует между фарсом и утонченным изыском. Четыре кавалера в пудреных париках и их взлохмаченные дамы в нижних юбках выясняют отношения друг с другом».
«Рапирами тут сносят головы, прокалывают надоедливо оживающих соперников, с лезвий едят зеленые яблоки, со времен Евы означавшие искушение. А за ширмами-платьями скрываются кокетливые мужчины, намекая, что в XVIII веке трансвестизм был лишь забавной причудой элиты».
«Шесть танцев» — балетный фарс: скрюченные фигуры, резкие движения, парики, с которых сыплется пудра, почти цирковая клоунада с травести-элементами, мыльные пузыри под занавес», здесь любовные пары преобразуются в треугольники и даже квадраты, хотя флирт эстетский, отработанный до автоматизма, а переживания кукольные».