Первые четыре фильма вышли в 1971 году, а затем почти двадцать лет телезрители с нетерпением ждали выхода каждой новой серии. Во время ноябрьских гастролей в Минске советский, израильский и российский актёр театра и кино, телевизионный ведущий, Леонид Каневский поделился с читателями КУЛЬПРОСВЕТа воспоминаниями, взглядом на искусство театра и кино, впечатлениями о нашем городе.
Моя первая роль в кино в 1960-м была на «Беларусьфильме», поэтому Минск для меня — особый город. По причине моей юношеской любви и привязанности к этой стране, ко всем людям, которые живут в Беларуси, я всегда с удовольствием приезжаю в Минск на гастроли, на съемки. Здесь я, кстати, снимал свою программу «Следствие вели…с Каневским», посвященную Петру Мироновичу Машерову.
Грань между искусством и не искусством провести вовсе не сложно: есть развлекалки, стрелялки и бегалки, а есть качество спектакля, фильма, концерта, когда зритель сопереживает и чувствует душой артиста, певца. У нас сейчас, к сожалению, первое место занимает шоу-бизнес, а потом уже театр, кино. Сегодня у нас есть замечательные картины, сериалы, молодые режиссеры, актеры, но, к сожалению, прокат забит чужими фильмами.
Недавно сериал «Следствие ведут знатоки» показывали по ТВ. После этого мне звонили и говорили: «Как замечательно, как хорошо, как интересно, хоть и наивно». Но главное ведь в этом сериале — человеческие отношения, психологически тонкие моменты, а стреляют там совсем мало, двадцать лет мы делали этот детективный сериал, стрелялок там практически нет. Разделять кино вчерашнее и кино сегодняшнее не очень правильно, во все времена главное — качество. Когда артисты понимают, что они делают, и получают от этого удовольствие, кайф, тогда и зритель тоже воспринимает все правильно.
В театре я работаю 50 с лишним лет, но каждый раз, выходя на сцену, волнуюсь. Зал чувствую, я бы сказал, подкожно. В одном и в том же городе могут быть два разных зала: хороший, отзывчивый и холодный, равнодушный, но постепенно даже равнодушный зал все равно поворачиваешь и ведешь за собой. Есть английский театр, французский, испанский, американский … Но главное в любом театре — это качество спектаклей. Зритель принимает только хороший театр. Если есть такая точка отсчета, то уже не важно даже, на каком языке идет спектакль.
Наш зритель несколько отличается от европейского: там люди приучены сразу доверять происходящему на сцене, а наши сначала должны настроиться. «Ну-ну, что вы там нам приготовили сегодня?» — как бы спрашивают они. И наша задача «зацепить» их и повести за собой.
Мой герой в первом акте — облаченный в домашнюю пижаму одинокий старый брюзга Гарри Бендинер, разочаровавшийся во всем, желчный и злобный, но встреча с Этель, новой соседкой, однажды постучавшейся в его дверь, которую играет Клара Новикова, изменяет жизнь Гарри. Во втором акте он элегантен и даже красив. Богатство не сделало его счастливым, а вот любовь переворачивает его душу.