Какой у вас любимый спектакль для детей?
Настя: «Был бы у меня дракон» Светланы Бень и ее театра «Картонка». Это первое, что мне встретилось у нас в формате «вытянутой руки». Особенность этого спектакля в людях, в манере работы, в деталях. В том, что это картонные куклы. Спектакль вдохновляет и позволяет посмотреть под другим углом на привычные вещи. Сколько раз я видела его, все в восторге, даже взрослые балдеют.
Аня: Недавно столкнулась в интернете с «Театром живых кукол». Это очень сильно меня поразило и вдохновило. Недалеко от Томска есть дом, к которому нужно приехать по специальной карте. Это дом-театр. Внутри него люди видят живых кукол, механизированных, которые могут существовать без человека. Эти куклы обладают врожденным тонким юмором. Там можно попасть в детство.
Могли бы такой спектакль показать в «Бусах»?
Аня: Да.
А по какому принципу вы подбираете спектакли в свой проект?
Настя: Хорошо, если есть какая-то отличительная черта: у Ани Шапошниковой в спектакле «Кто живет в сугробе» это войлок, интересные игрушки, у Ани Селивончик и театра «Велиструхен» – это картины и т.д. Но в целом это внутренние критерии. Душевность, доброта. Я очень жду новых спектаклей от людей, с которыми мы уже работали. Анин спектакль жду…
Аня: Я как раз ехала сюда и придумала наконец-то зимний спектакль! Ехала по этой жаре и поняла – вот оно!
А про критерии… Я всегда интересуюсь, что кроме этого спектакля делает человек. Потому что для меня очень важна эстетика в плане визуальной картинки и текста, который от себя он может доносить другим людям. Для меня важна и музыка. Я гуляю по детским паркам, в них очень сложно находиться из-за громкости звука, часто это музыка для взрослых. В «Бусах» такое невозможно.
И, конечно, все должно быть сделано грамотно, на высоком уровне: свет, компоновка, сценарий. Свои спектакли я показываю другим режиссерам, сценаристам Светлане Бень, Наталье Слащевой. И многое исправляю, доделываю после разговора с ними. Я знаю, что есть такие же как я ребята, которые делают домашние спектакли, но не работают дальше над ними. Такие спектакли могут быть интересны и чудесны, но мы не можем пока приглашать их в наш проект, просить у зрителей деньги за них.
Что такое домашний театр?
Аня: Под домашним театром, как и под домашним музицированием, понимаю представление, которое может проходить в кругу семьи, которое зачастую готовится самой семьей и показывается гостям. Иногда это может быть и за границами квартиры и дома.
«Для меня домашний театр – это спонтанное творчество. Это хорошая идея, сделать дома спектакль… Я подумаю»
Особенность – это камерность?
Аня: Но семья может быть очень большой! Если есть дом, площадка во дворе, они могут размахнуться, сделать декорации. Или вспомнить домашние спектакли в дворянских семьях, там было задействовано много людей, делались шикарные декорации. Так начинал и Станиславский. Сейчас каждая семья может смотреть по своим возможностям и умениям.
Много знаете таких?
Аня: Не очень много… Но сейчас однозначно больше, чем несколько лет назад.
Настя: Хочется верить, что и мы чуточку помогли этому.
Для меня домашний театр – это спонтанное творчество. Конечно, какая-то подготовка есть. Но главное – совместное придумывание. Это хорошая идея, сделать дома спектакль… Я подумаю.
Можете оценить, что в Минске происходит в детском театре?
Настя: Стало больше мероприятий: спектаклей, презентаций книг – больше альтернативы. Но пока я не могу сказать, что многие родители ходят с детьми в театр. Я ни разу не была со своими детьми в ТЮЗе, например. Это какой-то блок: я понимаю, что мне надо будет заставлять их сидеть на местах. Поэтому выбираю либо открытые площадки, либо те, на которых можно побегать, попрыгать. Когда мы приезжаем в Гродно, ходим на выступление оркестра. Смотрим столько, сколько дети могут выдержать.
Аня: А мне интересны оба формата. Мне очень нравится формат больших театров, залов. Другое дело, что в наших театрах не хватает более свободной обстановки. Но в эту свободную обстановку я не включаю хождение во время спектакля или крики. Ребенок должен принимать эти границы условности, приходя в такое помещение – это важно. Мы семьей экспериментируем: ходим в Оперный театр, но не на весь спектакль. Как только понимаем, что ребенок устал – уходим. Чтобы не было стресса, и ему не нужно было страдать и высиживать. Но я благодарна даже за 20 минут, которые мы побыли на спектакле.
«Мы должны приучать ребенка, что «здесь» по-другому. Но он может встать с места, подойти-отойти, ведь как не посмотреть за ширму. Есть рамки, но и чувство свободы. Именно оно, как ни странно, помогает детям лучше себя вести»
На спектаклях вашего проекта есть правила, этикет?
Настя: Есть, мы планируем даже сделать брошюрку. Я согласна с Аней, что прыгать-бегать не нужно. Мы должны приучать ребенка, что «здесь» по-другому. Но он может встать с места, подойти-отойти, ведь как не посмотреть за ширму. Мы это контролируем, но тихонько, предлагаем подождать перерыва. Я довольна, как проходят спектакли. Все равно есть рамки, но и чувство свободы. Именно оно, как ни странно, помогает детям лучше себя вести.
Какого возраста ваша аудитория?
Аня: До 10 лет. А приходят к нам с рождения. Конечно, до года у нас вход свободный. Часто бывает такая история: в семье несколько детей, и младший совсем маленький. Значит, семья вместе никуда не может пойти, потому что малышам места нет. Мы открыты для них и, кстати, никогда никакого дискомфорта не ощущали. Мамы могут в любой момент выйти, если ребенок заплакал, чувствуют себя комфортно, зная, что на них никто косо не посмотрит, если они будут тихонько в углу кормить грудью. Мы им подкидываем самые мягкие кресла.
Для меня было открытием, что в Европе существуют спектакли для полугодовалых детей.
Аня: Это называется бэби-театр. С сентября впервые начнутся курсы при Центре им. Мейерхольда в Москве. Я записалась туда.
У театра есть особенность – для детей от шести месяцев до двух лет очень важны ощущения. И бэби-театр строится на всех ощущениях, которые может испытать маленький человек. В Москве есть несколько представителей этого направления, в Европе большой опыт есть. Я очень хочу создать что-то подобное в Минске в 2015 году.
Какой еще возраст мало охвачен вашим театром?
Настя: Подростковый. Есть спектакли, которые мне было бы очень интересно увидеть в свои 13 лет. Но я не знаю, как я могла бы дойти до них. Здесь срабатывает навязанное мнение: «Люди должны ходить в театр…». Подростки протестуют. Хотя и дома сидеть неинтересно, все приелось. Интересно было бы перевернуть их представление о театре.
Аня: Для них это можно делать через уличную культуру. В Беларуси развивается это движение.
Один из вариантов привлечения ребенка в театр – сделать его соавтором.
Настя: Действительно. Как раз вспомнила, почему я интересовалась театром. Я играла в нем в школе, мы ставили что-то совсем не детское… Про трудных подростков, про развод родителей. Но мы настолько этим прониклись, без стеба. Я согласна, про соавтора.
Многие спектакли, про которые мы говорим, в том числе для подростков, это то, что помогает и развивает, а прийти и осознанно «взять» за деньги практически невозможно. Культуру нельзя покупать, но за нее должны платить. Это то, что может быть доступно всем, грубо говоря, оплачено всеми. Спонсорство, гранты – это было бы правильно.
Что такое театр для детей, которые приходят в «Бусы»? Какие функции он выполняет?
Настя: Это в первую очередь сказка и привитие вкуса. Они становятся причастны к хорошему спектаклю.
Аня: Помимо самой истории в нашем формате очень важно общение – детей с детьми, детей со взрослыми. Это большой фактор социализации. До и после спектакля дети всегда бегают-прыгают в помещении, у них есть возможность пообщаться.
Настя: В этом плюс небольшого количества зрителей. Еще свобода выбора куда садиться – это не отдельные кресла, а скамейки, креслица, бескаркасные кресла. Мой ребенок как-то смотрел спектакль с какой-то бабушкой в обнимку. Это классно. Зрители начинают общаться, занимая места.
Аня: До и после спектакля дети рисуют, разукрашивают на больших листах, где помещается несколько человек. Они приобретают элементарные навыки – общаться, делиться, занимать свое личное пространство.
Настя: В каждом спектакле, который мы показываем, есть интерактив. Игры, загадки, возможность зайти за ширму и показать что-то. То, что мы говорили про подростков – дети становятся соучастниками процесса.
Какие особенности организации творческого проекта?
Настя: Я делаю наш проект, ориентируясь на своих детей. Это очень здорово, когда они могут побыть на работе с мамой. Они мои мотиваторы и вдохновители.
Заработать много на нашем проекте сложно. У прекрасных людей могут быть разные финансовые возможности, и мы не можем сделать очень высокую цену. При этом хотим сохранить камерность. Я не вижу смысла выходить в сегмент премиум-класса. Мы ориентируемся на себя, мы такие же мамы. И мы понимаем, что есть какой-то порог, вопрос доступности.
Менеджмент – сложный вопрос для театра. Сейчас пришло время синтезировать творческие навыки с рациональными. В вопросах менеджмента есть достаточно информации, отпала лишняя шелуха. И именно сейчас душевные люди могут найти для себя правильный способ продаж. Творческие люди реализовывают свои потребности самым прекрасным способом. И потребность выразиться бывает перевешивает все остальные. Часто хочется сделать проект просто, чтобы он был. И тут возникает вопрос, как нам, обществу, договориться, чтобы получать адекватную оплату и зарабатывать.
«Вина части общества творческих людей в том, что приучили людей к тому, что готовы работать за дешево или бесплатно»У зрителей есть привычка не платить?
Настя: У меня есть мысль, что мы сами приучили людей к этому. Не все понимают, что договариваясь с артистом на часовую работу, в гонорар входит время подготовки, время проезда, материалы. Люди часто не готовы платить. И моя вина как части общества творческих людей в том, что мы приучили людей к тому, что готовы работать за дешево или за бесплатно. Мы должны меньше стесняться, меньше рассуждать на тему, примут нас или не примут.