В этот понедельник «Культпросвет» воспользовался возможностью побродить по Национальному художественному музею в компании Софии Садовской — искусствоведа, сотрудницы НХМ, куратора образовательных программ детских творческих мастерских. Мы поговорили с Софией о том, как сегодня меняются музеи, и, конечно, советуем несколько выставок для культпохода в декабре.
В 2013 году я отправила в НХМ свое резюме, при том что здесь, кажется, не было никаких вакансий. Через два дня мне перезвонили и попросили прийти. Я поговорила с замом по науке, и меня сразу взяли: тут сработала абсолютно классическая история про красивый диплом большого университета — я училась на искусствоведа в МГУ. Ушла я довольно быстро, потому что попала в отдел, где для меня не было работы, которая бы меня вдохновляла.
Я вернулась в музей, когда уже несколько лет работала в галерее «Ў»: пришла в НХМ на «Аладовские чтения» с докладом о том, что мы делаем в детских мастерских, и тогда Дмитрий Солодкий, заведующий отделом научно-просветительской работы, подошел и сказал: «Приходи к нам работать». Для меня ценно, что он позвал меня не из-за диплома, а потому что у меня уже был опыт работы, ему было интересно иметь в своей команде человека, который пользуется определенными методиками, имеет свой взгляд на медиацию в искусстве. Сейчас я работаю на полставки в музее, остальное время посвящаю детским творческим мастерским галереи «Ў» и другим проектам.
В кураторских и медиаторских практиках, как в музеях, так и в независимых галереях, сейчас самое главное — опыт. Начинать этим заниматься в Беларуси довольно сложно, потому что нужно пробовать себя в проектах, в которых, как правило, нет ресурсов, а часто нет и понимания, что это и зачем нужно. Такой опыт часто приходится нарабатывать бесплатно или самому становиться и куратором, и администратором, и фандрайзером. А в больших государственных музеях в принципе есть проблема понимания кураторства, тут нет такой свободы делать то, что ты хочешь. Например, в НХМ я на эту территорию не претендую — здесь существует много ограничений. Важно понимать это, когда идешь работать в государственный музей.
Был момент, когда в НХМ одновременно пришло много молодых людей, для которых мотивация была важнее, чем ресурсы: они пришли экспериментировать, создавать новый контент, новые подходы, менять образ музея в глазах зрителей. Но нужно понимать, что музей — это большая бюрократическая структура, здесь много технических особенностей, которые притормаживают процесс изменений. Например, сейчас со стороны кажется, что Третьяковка сильно изменилась, но люди, которые там работают, говорят, что музей шел к этому очень долго — еще до прихода Трегуловой (Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи — прим. «Культпросвет») — это были медленные поэтапные перемены на протяжении последних 15 лет. Изменение облика музея — это сложно, к этому процессу должна быть готова и команда, и руководство, и зрители.
Сотрудникам музеев нужно думать о том, как сделать пребывание здесь комфортным для посетителей. Важно создавать дружелюбное пространство, чтобы можно было прийти в музей и чувствовать себя спокойно: сесть на пол, подойти поближе к картине. Понятно, что экспонаты трогать нельзя, но когда над тобой нависает какой-то контроль — не прямо за спиной, но который ты все равно чувствуешь, — ты не можешь быть до конца расслабленным.
Важно, например, как ведут себя сотрудники музея, смотрители: если посетитель нарушает какие-то фундаментальные правила музея, нужно уметь сказать ему об том деликатно, а не давать оценку его воспитанию/поколению и т.д. Важно создавать инклюзивную среду, чтобы можно было прийти в музей, например, с бабушкой, которая не может подняться по лестнице — над многими вещами нам еще предстоит поработать. Ведь первое, о чем мы думаем в музее, — как бы сделать классную выставку, но в то же время всегда есть бытовой вопрос: комфортные туалеты, комфортная температура, лифты и т.д.
Мне очень хочется развивать волонтерское движение в музее: чтобы «Ночь музеев» делали не только сотрудники музея, а чтобы приходили молодые ребята и участвовали в создании этого события — разработке концепции, подготовке, реализации. Чтобы было пространство и возможность диалога с молодыми людьми. Еще один важный вызов относительно «Ночи музеев» — как сделать так, чтобы зрители потом возвращались в музей, чтобы это не осталось походом для галочки раз в год.
К сожалению, коммуникации между государственными музеями и частными галереями нет. Я считаю, что во многом это зависит от Министерства культуры. Анна Чистосердова и Валентина Киселева (директорки галереи современного искусства «Ў» — прим. «Культпросвет») рассказывали, что когда Павел Латушко был министром культуры, у них были совместные совещания, потому что галерея — очень важный игрок на поле современного искусства и культуры, игнорировать ее невозможно, но сейчас именно так и происходит, и мы лишены возможности делиться опытом, делать совместные проекты. В нашей ситуации никакой коммуникации быть не может, пока она не будет «одобрена».
На следующей неделе, к выходу новой книги, стартует краудфандинговая кампания детских творческих мастерских галереи «Ў» по сбору средств на создание мультика на песню Вольского о творчестве Малевича из книги «Малевич для детей» (которую можно получить в качестве подарка за поддержку проекта). Адам Глобус написал книжку про Малевича, я придумала игры, Лявон Вольский — песни, а художник Bazinato сделал классный дизайн. И это как раз то, что отличает музей от галереи — такие проекты возможны в галерее, но пока не в музее. Потому что начинается всё с вопросов: кто будет печатать книгу? Музей может работать только с госиздательствами. Кто дизайнер в этом госиздательстве? В каком стиле сверстают эту книгу? Как ее отредактируют? Если это книга для детей, нужно соблюдать разные ГОСТы и так далее… И в конце концов у тебя получается продукт, над которым у тебя нет власти — результат непредсказуем.
Сегодня для школьников, да и для многих взрослых людей, классический экскурсионный формат уже совершенно неприемлем — это другое поколение с другим мышлением и другими возможностями концентрации. Чтобы сегодня ребенок заинтересовался чем-то, ему нужно не рассказывать, а спрашивать и играть с ним. Важна возможность создания интегрированного знания — телесного, интеллектуального, эмоционального.
Когда нам что-то рассказывают, мы воспринимаем информацию пассивно. Типа эксперт сказал — значит, так и есть. И эта информация потом очень быстро утекает через все наши дырочки в сознании. А если ты сам добираешься до этой информации, проходишь определенный мыслительный путь, она превращается в личный опыт. Поэтому так необходимо создавать ситуацию диалога.
Мне кажется, очень важно, чтобы с детьми в таком формате работали эксперты в области музейной педагогики. Например, если ребенок смотрит на картину и дает какую-то оценку, которая совершенно не соответствует искусствоведческим стандартам или истории этой работы, важно не сказать: «Нет, это не так, вообще-то художник хотел сказать то-то и то-то». У каждого из нас своя точка зрения, и очень важно, чтобы дети могли иметь личный взгляд на работу и возможность его озвучить.
Воспитывать новые вкусы
Столовка XYZ / до 01.01.2018
Для вас уже накрыты столы на выставке Сергея Кирющенко «Воспитывать новые вкусы» в галерее «Столовка XYZ». Дайте себе время вкусить, внимательно посмотреть и поразмышлять о нашем культурном поле, которое скорее напоминает культурное застолье, где не смысл, а вкус правят институциями. Критический комментарий Сергея Кирющенко к нашей реальности обязателен к просмотру.
Ретроспектива брендреализма
Национальный центр современных искусств / до 14.01.2018
«Звезде разрешили все: непринужденно шутить,
материться и курить. Вам везде!»
Михаил Гулин
На выставку Шнура в НЦСИ можно сходить, чтобы понять, о чем весь хайп, и посмотреть, как может не работать цензура, когда хочет не работать.
А еще загляните в НХМ РБ — чтобы спрятаться от реальности в картине Израиля Басова или погреться в лучах света сакского золота на выставке «Искусство номадов Великой степи»