На втором этаже старого здания перед нами открывается дверь одного из кабинетов. Навстречу выходит Татьяна Автушенко, один из самых опытных сотрудников и заместитель директора по организации зрителя. Сам директор постоянно в разъездах, он решает главный вопрос: на какие средства будет жить театр?
– Настоящая голова, – отпускает комплимент в его адрес Татьяна Ивановна.
Но если директор – голова, то замдиректора по зрителю в могилевском кукольном – это душа, которая пропускает мельчайшие проблемы театра через себя.
– Работаю я тут… сколько уже? Ровно 17 лет, получается.
Мы сидим в кабинете, наполовину занятом куклами.
– Это те, которых зрители уже не увидят. Можно сказать, они тут на пенсии, – смеется Татьяна Ивановна.
– Почему так долго работаете?
– Ответ простой: я очень люблю этот театр. В нашем вузе на факультете общественных профессий набирал к себе на курс студентов главный режиссер кукольного Олег Жюгжда. Я оказалась в числе шести счастливиц, которые стали у него заниматься. Мы были допущены не только в цеха, кабинет главрежа, но и на различные театральные праздники, капустники, бенефисы артистов. Два года продолжались интересные занятия: мы сами делали кукол, репетировали и в конце выпустили серию маленьких «спектакликов», получили дипломы «руководителей самодеятельного театра кукол». И, казалось, мои пути с театром разошлись. Однако через полгода Олег Олегович позвонил одной из нас и предложил работу педагога-организатора в театре. К тому времени мои сокурсницы были хорошо устроены, вот место и стало моим. В театр влюбилась еще больше – и с тех пор не отпускает.
А само здание, где мы работаем, и великое, и страшное одновременно. История его просто заставляет трепетать. Строилось оно как жандармские казармы, почти до середины XX века было тюрьмой, позднее Домом учителя, Домом пионеров. Театру кукол оно досталось в 1979 году.
– Какой период можно считать золотым временем для театра?
– Это определяет личность главного режиссера. Очень яркий и плодотворный период связан с Алексеем Лелявским (ныне главный режиссер Белорусского государственного театра кукол), это 1980-е. Много интересных, значительных спектаклей создано в то время, театр подолгу гастролировал по республикам бывшего Союза.
С 1988 года главным режиссером стал Олег Жюгжда. В театре началась совершенно новая жизнь: постановки спектаклей, отличающихся смысловой наполненностью и глубиной, необыкновенной эстетикой; участие в фестивалях. По различным причинам Олег Жюгжда ушел, и в начале 2000-х мы работали без главного режиссера.
Затем появился Вячеслав Корнев, который сохранял и развивал традиции. Однако на долю Вячеслава Семеновича пришлось тяжелое время, когда зрительный зал был признан аварийным и нам запретили работать на нашей сцене, а затем и вовсе выселили из театра. Ему и директору пришлось сохранять коллектив, который «квартировал» в разных частях города, временами в непригодных для работы театральных цехов условиях. В самых различных местах мы арендовали сцену, чтобы хоть как-то выживать и работать не только на выездах.
В столь тяжелый период жизни театра в коллектив пришел режиссером-постановщиком Игорь Казаков, в 2009-м он стал главным. Вместе мы пережили непростое время и вернулись в наш родной дом на Первомайской. Казаков – уникальный талантливый режиссер-новатор. Всегда с большим нетерпением ждем его новых спектаклей. Его постановки отличаются глубиной, искренностью, неповторимой формой, яркими актерскими образами, особой режиссерской интерпретацией. Игорь Александрович умеет собрать отличную команду профессионалов. У него в труппе лучшие артисты, он приглашает замечательных художников, композиторов.
Вдруг в дверях кабинета появляется человек с густой бородой и расплывается в хулиганской улыбке. Окинув нас оценивающим взглядом, он не без иронии спрашивает, он ли следующим идет на конвейер вопросов. Это Игорь Казаков – главный режиссер, сердце театра, толкающее его вперед несмотря на мейнстрим и финансовые сложности. С ним мы разговариваем в коридоре, завешанном дипломами с разных фестивалей.
– Как удается поддерживать в себе творческий запал?
– Перед выходом каждого спектакля появляется большой соблазн уйти из профессии. Потому что думаешь: «Ну, все. Не спрятаться ли под стол, как Мастроянни?» Думаешь, что месяц не подойдешь к рабочему месту. Но проходит несколько суток – и начинается творческий зуд: опять хочется работать.
Про что еще говорить? Очень важным для меня было обучение в Академии искусств. Мы много ставили спектаклей, за нами присматривал настоящий мастер Лелявский, в год выезжали на пять-шесть фестивалей. Поиск и бесконечная практика – вот что было важным для меня.
– Почему вы пришли именно в театр кукол?
– Художник Саша Вахрамеев однажды процитировал одну европейскую кукольницу, которая с иронией и любовью сказала, что театр кукол – это little bit shit. Это нонконформистское искусство, если угодно. И я тоже определенный нонконформист.
Искусство – противоречивая вещь. Тренды, технологии всегда обгоняют нас. Если сидишь на трендах, ты обречен на вечную роль догоняющего. И в искусстве это тоже есть. Ставишь планку, берешь самое противоречивое, самое острое произведение мировой литературы. Делаешь все, все получается. А потом что? Поставил – и что дальше?
– Вас называют одним из главных наследников белорусского театра кукол, а вы работаете в областном центре…
– Какая разница, в каком ты городе, если с одной такой штукой (потрясает айфоном) можешь общаться с кем захочешь и узнать что пожелаешь? Не имеет значения, провинция это или нет, потому что каждый театр – свой микрокосм. Даже больше скажу: в провинции ты не размениваешься по мелочам, можно сосредоточиться.
Другой момент – какой зритель приходит. Но нам грех жаловаться. Мы проверяли его провокациями, новыми идеями – зритель идет. В конце концов, неужели наша публика хуже, глупее, чем та, что была в XVI веке, часами смотревшая представление Шекспира на площади?
***
Под театром практически всегда очень душно, шумно и весело. Мастера и конструкторы ремонтируют, варят, красят, гладят, лепят и разговаривают. Между ними, как торнадо, проносится миниатюрная девушка, громовым голосом раздающая указания и посылающая проклятия всем, кто делает что-то не так. Это она не со зла – скорее для мотивации. Татяна Густынова – заведующая постановочной частью, руки театра и человек, который испытывает к режиссеру искренние любовь и ненависть.
– За что ж вы его так?
– Потому что по срокам всегда какая-то беда. Но вообще, конечно, Игорь Александрович – классный режиссер и человек. Он всегда очень необычный. Ставит технически сложные задачи, у него все характеризуется эстетическим и функциональным наполнением. Особенно несладко приходится мастерам в цехах. Долго приходится объяснять, из какого материала нужно выполнять объект, что должен актер делать с этим предметом.
– Какой спектакль оказался самым тяжелым?
– «Буратино» (новогодняя премьера 2014/2015. – Прим. «Культпросвет»). Вначале художник-постановщик хотел сделать все по одной технологии, но реализовать задумку не получилось. Были нюансы по свету, приходилось подбирать цвета по лекалам. В итоге соединили грандиозный замысел художника-постановщика и реализацию проекта в цехах в условиях отсутствия некоторых материалов, экстренно докупали недостающее. Некоторые декорации пришлось заказывать на минском силикатном производстве. Но спектакль состоялся, я этому рада.
Сложно делать постановки для малой сцены: ограниченное пространство заставляет создавать многофункциональные, но компактные декорации и кукол.
– Какая мечта есть у завпоста Могилевского областного театра кукол?
– Хочу, чтобы вузы готовили нормальных художников-конструкторов. Такое заведение есть только в Санкт-Петербурге. У нас ни одного нет университета, который бы целенаправленно готовил специалистов в данной области. Иначе говоря, сейчас мы лишены ремесленных рук со знанием театральной специфики. Вряд ли люди задумываются над тем, как двигаются глаза и рот у кукол. А ведь знать механику процесса и видеть визуальные возможности его воплощения очень важно.
***
Покидая здание Могилевского областного театра кукол, думаем о вдохновляющих словах Игоря Казакова. Знали ли вы, что создание спектакля – магический процесс? «Ты погружаешься в театр, забывая о происходящем за его стенами, и живешь в отдельном мире. Нет большой разницы, где ты находишься. Ты поглощаешь информацию, как черная дыра, затягивающая все сущее. Образуется маленькая сверхмассивная планетка, а потом взрыв – и все накопленное разлетается и несется, будоража космос. Вот какие процессы происходят в театре».