В программу форума вошли девять белорусских и один российский спектакль. Национальный блок наполовину состоял из постановок, посвященных ВОВ (празднование 70-летия Победы не обошло стороной и театр). Впрочем, выудить какую-то новую правду о войне из представленных спектаклей зрителю было сложно. «Не покидай меня» А. Дударева Национального академического драматического театра имени Я. Колоса; «Свидетели» С. Алексиевич Гомельского городского молодежного театра; «Он, она, война» В. Быкова Гомельского областного драматического театра; «Дед» В. Панина Республиканского театра белорусской драматургии транслировали известные каждому еще со школьной скамьи максимы о том, что война есть зло. Белорусская классика, представленная, к примеру, театром-студией киноактера «Кто смеется последним» К. Крапивы или Могилевским областным театром драмы и комедии имени В. Дунина-Мартинкевича «Комедия» В. Рудова, явилась попыткой осовременить далекие события скорее на внешнем уровне, но никак не отражала день сегодняшний.
Приз за лучшую режиссуру жюри неслучайно присудило Московскому академическому театру имени В. Маяковского за спектакль «Любовь людей». Эта пьеса, написанная молодым белорусским автором Д. Богославским, уже успела завоевать множество призов на драматургических конкурсах. Провокационную, смелую и честную историю о жителях провинции уже в ноябре можно будет увидеть в Республиканском театре белорусской драматургии в режиссуре А. Гарцуева. Но москвичи, как это часто случается с белорусскими пьесами, были все же первыми и очень убедительными.
Самой смелой частью программы off стал проект «Зефир» Центра экспериментальной режиссуры Т. Троянович и «Город.doc» Центра белорусской драматургии А. Марченко. Театрализованные читки пьес молодых белорусских авторов встретили острое сопротивление со стороны актеров бобруйского театра, равно как и главного режиссера М. Сохаря. Острые темы, нецензурная лексика и провокационные ситуации в секс-шопе напугали артистов, привыкших к классике. Сантехник Гена из пьесы «Лондон» М. Досько, побывав в Лондоне, рвется домой в Беларусь и, услышав песню «Калина» А. Солодухи, не может сдержать слез в аэропорту. Нежелание выходить из зоны комфорта, попытки оставить все как есть, только чтобы без войны, — все это донельзя точно отражает отечественные реалии. Равно как и пьеса «Человечек» П. Рассолько, в которой герой пытается законными методами противостоять сотруднику милиции, а в результате оказывается жестоко избитым.
С помощью модной техники вербатим А. Марченко, В. Красовский, С. Анцелевич, Д. Богославский, Ю. Чечуха, В. Сонотенко и А. Косинский интервьюировали несколько жителей Бобруйска. В спрессованном варианте проекта «Город.doc» зрители увидели галерею образов своего родного города: студентка-писательница, мечтающая уехать в Европу, девушка-колясочница, бездомная цыганка из центрального парка, молодой музыкант. Получился не слишком светлый образ Бобруйска, поэтому вряд ли намеченный документальный спектакль останется в репертуаре. Бобруйский зритель по большей части приходит в театр отдыхать, а не заморачиваться насчет отечественных реалий.
Хочется надеяться, что вброшенные зерна провокации прорастут, и на следующем фестивале мы увидим смелые, яркие и острые спектакли, которые выведут зрителей из летаргического сна, избавят от ханжества и вызовут интерес к жизни.