В начале сентября в московском музее ММОМА прошел фестиваль перформанса, под названием «ИГРА В КЛАССИКИ». В рамках фестиваля было представлено более десятка перформансов, как состоявшихся художников, так и учеников арт-школ. Корреспондент «Культпросвета» в течение недели наблюдал самые разные перформансы: концептуальные, пластические, медийные, театральные, звуковые, поэтические и даже такие, которым пока не дали определения.
«Как это работает? Случайные куски поэтических произведений записаны на аудионоситель и во время перемещения между камнями зачитываются фрагменты электронной тетей.
Эта работа – попытка сакрализации сакрального. Поиск способа примирить гений и народ, великое и обыденное, природное и рукотворное. Поэзия, материализованная в книге – в банальном объекте вещественного мира переносится в мир идиллический.
Поэзия дематериализуется путем помещения ее бумажного воплощения в каменный саркофаг. В саркофаге нет доступа к «телу», но «божественное» начинает «мироточить». Для официального «мироточения» в камне существует узкое отверстие».
Александра Морозова, перформанс «Мой бревиарий»
Бревиарий (breviarium) – первоначально конспект, впоследствии – молитвенник в западной церковной традиции, содержащий псалмы, отрывки из священного писания отцов церкви, жития святых, гимны и др. (из энциклопедии)
«Сегодня моим бревиарием становится тело. Мое тело, которое будет в ходе перформанса измерено не в килограммах и сантиметрах, а в лоскутах расписанной краской кожи.
Мое тело, которое будет измерено чужими словами и мыслями: по куску плоти на текст. Мое тело можно будет перебрать как четки: по бусине на молитву, по раскрашенному сегменту – на цитату. Философы и поэты, святые и революционеры заговорят моими устами, становясь частью меня. Более того – одной из частей моего тела.
Что я? Плоть, чувствующая прикосновения? Мозг, поглощающий информацию? Душа – любящая, верящая, страдающая? Плоть будет откликаться на касания чужих рук, чтобы выразить все то, что чувствует душа».
Марина Юминова – искусствовед, куратор «Laboratory of clinical art», клинический и перинатальный психолог, интермодальный терапевт искусствами, руководитель «Экспериментальной мастерской EXPRESSIVE ARTS THERAPY».
Участница Performance Art Studio показала перформанс «Ab Ovo Usque Ad Mala» («от начала до конца»).
«Персональный ритуал возвращения к женской природе через приведение в равновесие двух начал – Огня и Воды, преодоление холода и обретение Плода».
Поэт, акционист-перформер и арт-критик Роман Осминкин на фестивале познакомил зрителей со своим творчеством в теории и на практике. Сначала, на лекции «Внеположные поэзии задачи», рассказал почему «вековечные» достоинства поэзии растащили более «находчивые» медиа – кино, музыка, видео-арт и что останется от поэзии при переходе от текста, напечатанного на бумаге, к синтетическим жанрам видео-поэзии, саунд-поэзии или поэтического перформанса. А затем, при помощи программы распознавания голоса, показал, как создавали бы свои стихи футуристы, если бы у них был apple.
«В современном мире человек обращается к искусству по очень многим причинам, в зависимости от его социального, профессионального, возрастного и прочих, статусов и критериев. Но дело в том, что если мы говорим о современном искусстве, то оно давно покинуло сферу «прекрасного» и говорит о «возвышенном». Сферу «прекрасного» заняла массовая культура (или культуриндустрия по Адорно), а современное искусство, одновременно являясь периферийной частью этой культуриндустрии, осуществляет, тем не менее, функцию критики в культуре, политике и социуме в целом, занимаясь производством смыслов, заставляя воспринимать производимые образы посредством когнитивного усилия, не просто созерцания прекрасного. И говорить о боли – это неотъемлемая черта любого искусства всех времен, а уж современного и подавно. Боль испытывают все, но у одних людей до сих пор есть узаконенное право причинять ее другим. С этим борется художник, по крайней мере авангардный, потому что художник – это тот, кто причиняет боль прежде всего себе (не в смысле грубого мазохизма, а в смысле работает с этим понятием, как с феноменом, пропуская через свои художественные практики)».
Михаил, перформер-любитель.
«Для меня каждое перформативное действие – горько-сладкая радость жизни, как полет Икара с неотвратимым падением на землю. Считаю, что не всегда нужно творить для кого-то. Без ожидания, без оглядки – не думать, а делать. Но, если энергии на высказывание нет – лучше прерваться и не предавать себя».
«Было достаточно сложно не сбиваться во время чтения, но я старался быть отстраненным, констатировать факт, что есть такая книга, есть такая концовка. Не вдумывался в текст и не впускал его в себя. Даже не знаю, как получилось, но время пролетело незаметно».