Меню

Новости

11 сентября, 19:00 — «Шехеразада»«Петрушка»

Гулянье на масленице в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Здесь пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник — чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте. Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посредине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим, а Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой. Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры — звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Нога Фокусника вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол — жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Она не понимает его радости, испуганно пятится к двери и уходит. Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина — Фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье! Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная молиться. В орехе сверхъестественная сила — божество для тупого Арапа.

Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на корнете. Арап не доволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается, и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку из комнаты. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия. Дробь барабанов и гренадеров.

Снова масляничное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые. Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец, выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Но появляется фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.

Композитор: Игорь Стравинский
Либретто: Александр Бенуа
Хореография: Михаил Фокин
Дирижер-постановщик: заслуженный артист Украины Виктор Плоскина
Автор возрожденной версии хореографии и балетмейстер-постановщик: народный артист России Андрис Лиепа (Россия)
Художник-постановщик (по мотивам сценографии и костюмов Александра Бенуа) : Анатолий Нежный (Россия)
Художник по свету: Нина Иванкина
Ассистенты балетмейстера-постановщика: заслуженная артистка России Светлана Романова, заслуженный артист России Игорь Пиворович
Ассистент художника-постановщика: Елена Нецветаева-Долгалева (Россия)
Дирижеры: Иван Костяхин, Олег Лесун

Продолжительность: 40 минут без антракта
Премьера: 6 июня 2018 года

12+

Top