Сейчас, когда смолкли восторженные отзывы зрителей, завершились аналитические семинары критиков, перестали появляться ехидные замечания независимой молодежной газеты и объявлены победители, что осталось в памяти? Продуманная программа, где масштабные, тяготеющие к классике спектакли органично дополнялись постановками экспериментальными, созданными молодыми режиссерами. Но главное, что запомнится, – удивительная атмосфера.
Правда, первый юбилей фестиваля обнаружил и недоработки. Первое – неадекватное отражение работы форума в местной прессе (пожалуй, за исключением телеканала «Могилев-2», где ежедневно показывали фрагменты спектаклей, интервью с критиками). Обычно СМИ ограничивались сжатым пересказом сюжета либо представлением звезд. По работе республиканской прессы тоже большие вопросы… Вторым минусом стало то, что массового зрителя, сплачивающегося вокруг фестиваля, за эти годы так и не возникло.
Спектакль «Женитьба»
Чем удивил нынешний «M.@rt.контакт»? В тройку лучших не попали такие мощные спектакли, как «Игроки» Русского театра Эстонии в постановке лауреата «Золотой маски» Сергея Федотова и гоголевская «Женитьба» в исполнении артистов Могилевского областного драмтеатра, которая превышает уровень последних минских премьер. А как привлекательны были истинно экспериментальные работы, большинство которых осуществлено молодыми режиссерами и исполнителями!
Началось все с пьесы Кшиштофа Бизе «Рыдания», поставленной юным уфимским режиссером Алсу Галиной. Молодая актриса Т. Адамова сыграла на сцене три грани женской судьбы: дочку, мать и бабушку. Продолжил фестиваль куда более объемный пластический спектакль «Кураж» по мотивам пьесы Бертольта Брехта. Киевский режиссер Алексей Скляренко перевел сюжетные коллизии на язык тела и представил на суд зрителей двухчасовой спектакль без единого слова (правда, с песнями на украинском языке). Ансамблевость, слаженность бывшей студийной труппы (ныне коллектив числится в составе киевского театрально-концертного агентства RBGROUP) поражали. И, несмотря на некоторую эклектичность в стилистике сочетания хореографии и пластики, спектакль оставил сильное впечатление.
Спектакль «Кураж»
Интересной оказалась и работа режиссера Екатерины Аверковой, осуществленная Nimu Theatre из Берлина. Пластический спектакль Einleben/Завядзёнка привлек внимание нюансами человеческих отношений, достаточно органично выраженных в драматической пластике.
Постановка «По имени Господин» (по пьесе немецкого драматурга Филиппа Леле) осуществлена выпускницей БГАИ, начинающим режиссером Натальей Левановой в Центре экспериментальной режиссуры. Спектакль привлек дерзким решением сложной проблемы свободы и необходимости и искренним самовыражением на сцене молодых исполнителей.
А еще была постановка, поразившая тонкостью и изяществом. Речь идет о стих-о-творении (так и обозначено в буклете), созданном в Ереванском государственном театре кукол им. О. Туманяна «Дзынь» режиссером Рубеном Бабаяном и актрисой Нарине Григорян. Повествование о недолгой жизни капельки Дзынь артистка превращает в глубокую философскую притчу. При этом уровень достоверности и искренности просто невероятный. Моноспектакль продолжительностью 35 минут становится апофеозом, где воедино сливаются драматургическая основа (пьеса Натали Фильон), изобретательная режиссура и филигранное актерское мастерство.
Спектакль «Шекспир»
Лучшие постановки форума единогласно определены как молодежным жюри, так и синклитом критиков. В тройку призеров вошел сатирический, озорной, искрометный спектакль Драматического театра им. А. Венгерки «Шекспир» (по пьесе Даны Лукасинской). Набор сюжетов поражал огромным диапазоном: здесь и проблема самого существования Шекспира, и кровожадные воспоминания королевы Елизаветы, и политические интриги с участием депутатов левого и правого толка, и жизнь современного театра, включающая псевдоискания «гениев режиссуры» и действия пешек-актеров, и многое другое. Иногда показ переходил в безумие, но тонус и ритм не нарушались ни на минуту. Изобретательность режиссера Агаты Бизук и полная органика актеров А. Маковской, Б. Бани, П. Шеховского, умело пользующихся приемами театра представления и театра переживания, привели к созданию глубокой по проблематике постановки, обладающей одновременно завидной легкостью.
Спектакль «Митина любовь»
Огромный интерес зрителя вызвал спектакль Театра «На Литейном» (г. Санкт-Петербург). Инсценировка повести Ивана Бунина «Митина любовь» сама по себе представляется делом непростым. Но режиссер Андрей Сидельников сумел преодолеть не только изначальные трудности «перевода» классической прозы и превратить ее в яркое, динамичное действие, но и сделать точные акценты в довольно непритязательной истории о первой любви. Режиссуру существенно поддержала сценография Марии Плаксиной, выстроенная в три этажа с полупрозрачными дверями-окнами (хотя многие зрители назвали ее устрашающей). Ну а актеры, особенно центральные герои с мощной энергетикой, играли, что называется, на разрыв аорты. Особенно хорош Митя (С. Азеев) с его сомнениями, ревностью, колебаниями души. Катя (В. Щербакова) лирична и привлекательна, достаточно убедительна в обоснованности своего выбора в пользу «искусства». Единственный упрек по отношению к режиссеру возник по поводу того, что Аленку (девушку из деревни, ставшую причиной «падения» Мити) играет та же актриса. Ибо Катя и Аленка – два полюса женской вселенной, в которую с головой проваливается юный герой, они не могут совмещаться. Спектакль завершается трагически, что вызвало неприятие многих молодых зрителей. Но с профессиональной точки зрения постановка питерцев представляет собой немалое достижение прежде всего благодаря точному и современному прочтению классики.
Актрисы А. Кузенкина и А. Пронина на встрече с журналистами
Лучшим на форуме признали спектакль «Однажды мы все будем счастливы» московского Центра им. Вс. Мейерхольда. Постановка оказалась воплощением постулата классика театра В. И. Немировича-Данченко, который однажды заметил: «Достаточно занавеса, двух актеров, достойного текста – и это может быть настоящий театр». В самом деле, на сцене нет никого кроме двух девчушек в черных свитерах и зеленых юбках. И действие продолжается всего 45 минут.
Это пронзительная, исповедальная история о жизни девочки из неблагополучной семьи излагается как бы стереофонически. Одна из исполнительниц собирает в себе все мягкое, женственное. Другая резка, бескомпромиссна. Но обе юные актрисы – А. Кузенкина и А. Пронина – обнаруживают возможность трансформации и взаимопереходов. Темпоритм спектакля (нельзя не высказать восторгов в адрес режиссера Вячеслава Чеботаря) при всех изменениях остается действенным и цельным. Когда постановка подходит к концу, в зале долгое время стоит оглушительная тишина…
Победитель Х Международного молодежного театрального форума «M.@rt.контакт» оказался достойным высокого предназначения. Он органично соединил молодость и театр и доказал, что театр – живое искусство, где творческий порыв и талант определяют все.
Интуитивное путешествие по фестивалю «M.@rt.контакт» от Карины Ринько.