II Молодежный театральный форум начался бодро и динамично. Открылся фестиваль внеконкурсным спектаклем Белорусского государственного молодежного театра «Чехов. Комедия. Чайка». Далеко не традиционное прочтение чеховской истории сразу задало фестивалю мощный молодежный импульс. Запал, с которым работают артисты, удивляет. Я не знаю, что режиссер Искандер Сакаев сделал с белорусскими актерами, но они работают на таком энергетическом подъеме, что энергией, которая вырабатывается артистами во время спектакля, кажется, можно отопить целый микрорайон. Бешеный ритм спектакля будто бы обусловлен самой жизнью: остановка – непозволительная роскошь, которую ты можешь устроить себе только сам.
Уже вечером театральную эстафету продолжила постановка «Божественная игра» Азербайджанского государственного академического национального драматического театра из Баку, представленная на сцене Купаловского театра. Попытки понять именно головой то, что происходило на сцене, я оставила где-то минуте на десятой. Этномюзикл, созданный на основе древнетюркского эпоса «Книга Деда Коркута», шел на древнем языке Огузов, предков азербайджанцев. Не помогало даже краткое содержание, заботливо выданное администраторами перед спектаклем. Движущей силой «Божественной игры» стала мощная энергетика четырех актеров, прекрасно владеющих своими телами и голосами. Музыка задавала темп и создавала настроение спектакля. В какой-то момент сюжет перестает быть важным – и ты с удовольствием окунаешься в магический мир, сотканный из света, музыки, пения и танца. Метафоры просты для разгадывания. Огромная бутафорская голова быка, с помощью которой два актера изображают это животное. Даже мимо воли принимаешь правила игры, веришь в происходящее на сцене.
Спектакль переносит зрителя в глубокую древность и на удивление имеет современную окраску. В нем есть взгляд режиссера XXI века, пытающегося восстановить утерянную связь между временами при помощи мелодики древнего языка и современной пластики наравне с музыкой.
В азербайджанском спектакле Микаила Микаилова точно передана мощная связь с землей, с природой в целом. Может, свою роль здесь сыграло то, что режиссер живет уже в Новосибирске, а не в Баку. Ведь на расстоянии все важное видится лучше. Обретение себя через обретение связи со своими предками – главная смысловая нить этой динамичной и яркой постановки.
Зал, на четверть заполненный соотечественниками режиссера, радушно принимал азербайджанских артистов.
Форум будет идти еще шесть дней. Приходите подзарядиться энергией.