Меню

Новости

Дорогу регионам

Мы отправились в Грузию на новый фестиваль театров

Отшумело лето, а вместе с ним и пора фестивалей: вот-вот опустеют площади и улицы городов, еще недавно наполненные всевозможными культурными событиями. Осень, безусловно, принесет с собой целую серию различных масштабных празднеств, а мы, пользуясь небольшим затишьем, отправились в Грузию – на новый фестиваль театров.

Пока одни возвращались с прославленного Международного фестиваля в Сибиу, который в этом году собрал у себя все театральные сливки, другие старались ничего не пропустить в старом добром Авиньоне. Третьи и вовсе собирались посетить Эдинбург, город-замок сказочной красоты, на три недели превращающий свои улицы, здания, скверы и парки в театральные площадки. Мы же решили попробовать что-нибудь новое и не ошиблись. Итак – первый Международный фестиваль региональных театров в городе Поти.

Выезжая на фестивали, мы любим обозревать окрестности и разведывать местность, погружаться в культурно-исторический контекст. Поти – это один из главных портовых городов Грузии, расположенный на берегу Черного моря неподалеку от границы с Абхазией. Он вырос в устье реки Риони на месте Фазиса, известного со времен античной Греции, где по преданию пролегал путь аргонавтов и находилось еще более древнее селение, затопленное, согласно легенде, озером Палеостоми. Одним из самых разрушительных событий в истории города стал российско-грузинский конфликт в 2008 году, и некогда шумный и веселый, как и все грузинские портовые регионы, Поти замер. Мирная жизнь вскоре вернулась, но тишина, напоминающая о войне, осталась.

первый Международный фестиваль региональных театров в городе Поти, Грузия. Культпросвет

Пожалуй, так бы и пребывал Поти в философском состоянии, если бы не искусство. Профессиональный драматический театр имени Валериана Гуния – несомненный центр культуры – на протяжении многих лет играл важную роль в жизни города, пока его не лишили здания. Началось долгое строительство нового дома, а сам театр временно переместили на неудобную сцену центра народного творчества, где он в буквальном смысле мучился не один год. Возможно, он бы оставался там и поныне, однако в свое время его возглавил молодой и талантливый руководитель Тенгиз Хухия. В сложных условиях он сумел не только удержать труппу, но даже преумножил ее, сохранил репертуар и обновил его новыми постановками.

В развитии театральной афиши немаловажную роль сыграли международные копродукции. Одним из первых опытов совместного производства в потийском театре стала постановка белорусского режиссера Сергея Турбана по пьесе драматурга Николая Рудковского: его интерпретация эксцентричной комедии «Ана и ананас» идеально сочеталась с грузинской ментальностью. Оценить этот спектакль имел возможность и белорусский зритель: на Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны куфар» в Минске он был показан в качестве гостевого.

первый Международный фестиваль региональных театров в городе Поти, Грузия. Ана и ананас. Культпросвет

«Ана и ананас», режиссер С. Турбан

Долгострой в конце концов был завершен, и современное здание на 600 мест, оснащенное по последнему слову техники, открыло новую страницу в истории театра. Однако эйфорию со временем сменила легкая растерянность. Население Поти составляет около 40 тысяч человек, среди которых, понятно, театр любит далеко не каждый. Несложно прикинуть, сколько аншлагов соберет тот или иной спектакль.

Несмотря на это, в городе решили организовать фестиваль региональных театров. Оказывать финансовую поддержку никто не спешил, и о том, что мероприятие все-таки состоится, стало известно буквально за три месяца до его начала. Вскоре Поти уже встречал 19 грузинских и три иностранных театра, которые представляли свои спектакли в течение десяти дней на одной-единственной площадке. В целом работа организаторов произвела отличное впечатление, несмотря на отсутствие опыта. Отдельного упоминания достойна техническая команда фестиваля: никаких сбоев замечено не было.

первый Международный фестиваль региональных театров в городе Поти, Грузия. Культпросвет

первый Международный фестиваль региональных театров в городе Поти, Грузия. Культпросвет

Нам не удалось отсмотреть всю программу грузинских спектаклей, однако в том, что мы увидели, можно отметить хороший уровень театрального мастерства и уверенное следование традициям грузинской школы. В память особенно врезался пронзительный моноспектакль «Осужденный 14» драматического театра из города Зугдиди (режиссер – Бадри Цередиани). Это исповедь последнего оставшегося в живых на гражданской войне перед собственной кончиной, воспоминания об истоках трагедии, об ужасе первого совершенного убийства и того безграничного фанатизма, который за этим последовал.

Из иностранных участников настоящим откровением стал спектакль «Под подошвой ботинка» Адама Срока в постановке Дариуша Езерского, который представил Театр нового искусства из польского города Гливице. В прежней версии мы видели его опять-таки на фестивале «Тэатральны куфар», но в новом прочтении он стал еще ярче, жестче и чувственнее.

Интересно было посмотреть и на грузинских «Эмигрантов» по пьесе Славомира Мрожека все того же режиссера Езерского. Эта постановка была показана вне фестивальной программы специально для гостей форума. Едва ли можно найти новое решение для одной из самых известных пьес польского автора: с момента написания она претерпела огромное количество постановок. Однако спектакль Езерского стал настоящим эмоциональным испытанием, потрясающим и глубоким откровением двух эмигрантов, волею судеб оказавшихся в одном из подвалов где-то за пределами родины. В качестве эксперимента зритель был помещен в то же замкнутое пространство: представление проходило в подвале театра.

первый Международный фестиваль региональных театров в городе Поти, Грузия. Эмигранты. Культпросвет

«Эмигранты», режиссер Д. Езерский

Это вторая постановка Езерского в Поти и третья в Грузии, так что там его уже считают своим. Примет ли его новую постановку Минск, покажет время. Напомним, в белорусском независимом «Тэатре Ч» он на данный момент работает над спектаклем «Что делать с Тигром?!» по пьесам Мрожека «Мученичества Петра Охея» и «Летний день».

Стоит заметить, что дополнительная программа фестиваля замечательным образом дополнила основную. Помимо всевозможных социализирующих мероприятий и дискуссий, внимание аудитории привлек довольно необычный мастер-класс «Вишневый сад. Практика моноперформанса» авторской разработки белоруса Андрея Савченко. Используя свой режиссерский, актерский и педагогический опыт, Савченко предложил участникам мастер-класса открыть своего Чехова, найти свой сад, почувствовать себя в нем, забыв при этом обо всех клише, навязанных временем. В ходе психофизического тренинга участники все глубже и глубже погружались в процесс поиска, который позволил им в итоге вести монолог о самом сокровенном.

Итак, можно с уверенностью заявить: первый выпуск фестиваля удался. Курс его определен, миссия важна и выполнима – остается только пожелать кораблю из потийского порта большого плавания.

Top