Меню

Новости

Дмитрий Богославский

Драматург, актер Белорусского государственного молодежного театра

IV Международная драматургическая лаборатория вот уже три дня живет собственной бурной и насыщенной жизнью: авторы и режиссеры находятся в поисках взаимопонимания, продуктивного контакта и интересных тем. Придумываются сюжеты, сочиняются диалоги, проживаются истории в предлагаемых обстоятельствах. Куратор Михаил Угаров направляет участников, рассказывает и объясняет.

Тем временем мы продолжаем серию портретов современных белорусских драматургов. Встречаем молодого, талантливого и востребованного Дмитрия Богославского. Кстати, в этом году он работает в паре с режиссером Евгением Корнягом, что само по себе является интригой и одним из интереснейших ожиданий лаборатории.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория, фото Егор Войнов

Дмитрий Богославский, 29 лет
Уверен: если просто работать, все будет нормально.
Любит ходить пешком.
Ассоциация с детством: футбол.
Ценит спокойствие.
Автор: Морис Метерлинк.

Дмитрий Богославский – драматург, актер Белорусского государственного молодежного театра. Участвует в лаборатории ЦБД во второй раз. Один из организаторов Студии альтернативной драмы (САД). Постановки по его пьесам идут в Москве (Театр им. В. Маяковского, Театр на Таганке), Варшаве, Минске, Абакане, Улан-Удэ, Новосибирске, Уфе, Киеве, Красноярске и других городах. Произведения автора отмечены многочисленными наградами международных конкурсов и фестивалей. Прочитать пьесы автора можно здесь.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория, фото Егор Войнов

Запасные шнурки

Я родился и крещен в Минске, но до 18 лет прожил в Калмыкии. Весна там рано приходит, а зима – поздно, поэтому мы очень много играли в футбол. Однажды, году в 1993-м, родители привезли мне из Минска настоящие футбольные бутсы, а брат на синенькой майке нарисовал девятку желтыми красками и написал DIMA. На летних каникулах я освобождал портфель, клал туда бутсы, полуторалитровую бутылку воды, шорты, майку. И обязательно запасные шнурки! Хотя они у меня никогда не рвались. У нас была тетрадка, где перечислялась вся дворовая команда с датами рождения, адресами и домашними телефонами. Мы серьезно к этому относились. Ну, нам так казалось.

Давай попробуем

О том, что жизнь будет связана с театром, и не думал. Я вообще до 11-го класса ни о чем не думал. Брат у меня играл в КВН, потом и мне захотелось, а в девятом классе меня пригласили в сборную Республики Калмыкия. Мы ездили на фестивали в Сочи, Анапу, Воронеж. Все в команде и играли, и писали, потому что денег у нас не было.

Потом встал вопрос: куда поступать? Решил на актерское. Родители выслушали мое желание, но понимали: мальчик в театральный студии никогда не занимался, поэтому Москва, Питер или даже Ярославль не светят. Попробовали в Минск, здесь и родственники есть. На актерское не прошел – вылетел с третьего тура. Поступил на режиссуру обрядов и праздников в колледж искусств, а потом в академию. На третьем курсе Григорий Иванович Боровик рассказал, что в Молодежный театр ищут парня. С 25 августа 2008 года я там. Важно это так было, взбодрило сразу.

Самая-самая первая пьеса – «Пешка» – была написана в блокноте и благополучно забыта года на полтора. Потом Сережа Анцелевич с Витей Красовским подошли ко мне однажды: «Ты же там что-то писал? В РТБД открылся Центр драматургии, давай попробуем». Сергей по моей пьесе там дипломный спектакль и поставил.

Осознание, что я при театре, подтолкнуло заниматься драматургией дальше. Тогда сцена была в фойе второго этажа, но это все равно театр и профессиональные артисты, что очень подзадорило. Начал писать, посылать пьесы на русскоязычные драматургические конкурсы.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория

Откуда пьесы берутся?

У Маркова в книге о сценарной культуре режиссеров хорошо сказано: «Любые факты жизни должны быть превращены в факты искусства». Все нужно переосмыслить, переработать, переделать. Если я пишу художественную пьесу, я бы не хотел вносить туда какой-то момент документалистики, но если текст – вербатим, я не имею права под себя что-то подгонять. А как оно происходит? Не знаю…

«Тихий шорох уходящих шагов» я писал, представляя дом бабушки с дедушкой в Калмыкии. История с выкапыванием розы семейная, в Минске происходила. Откуда тема взялась? Родители живут за две тысячи двести километров от меня, я скучаю. Любовь на расстоянии – очень сильный институт. Многое начинаешь замечать, когда видишь родителей раз в год. Например, как они стареют.
Надо же делать что-то свое!

С ребятами из САД (Студии альтернативной драмы) мы встретились в Академии искусств. С Витей Красовским проучились в колледже год вместе, потом он поступил в академию, где познакомился с Сережей Анцелевичем. Я пришел туда, когда они уже на третьем курсе были, вот они и взяли шефство надо мной и Сашей Телюком.

Сошлись мы как-то «пацантрэ». Сейчас все изменилось, у каждого свои заботы, но тот период был очень крутой: постоянные поиски новых форм, идей, воплощений. Мы собирались на набережной Свислочи, возле Острова слез, и говорили: «Надо же что-то свое делать! Свое!» Сейчас у нас другие взгляды, но тогда мы очень горели.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория, Студия альтернативной драмы (САД)

Виктор Красовский, Сергей Анцелевич и Дмитрий Богославский Студия альтернативной драмы

Пробиться ли в театр?

Не хочется ходить и навязываться: смотрите, какой я хороший, гжелью разрисован, ставьте меня. Кроме того, у нас в театральной среде общая проблема: проще поставить классику и не платить за нее деньги. Хотя я никогда никого не обидел в плане авторских гонораров. Могу загибать пальцы и говорить: вот этот театр вообще без отчислений работает, а этот – за 2%. Сейчас деньги для меня не так важны. Хорошо, что это идет в Абакане, Уфе, Варшаве, Киеве. Важно, что то, что я хочу сказать, услышали, увидели, узнали. Возможно, внутри у кого-то что-то изменится. Не зря же мне люди пишут в Facebook, «ВКонтакте» слова благодарности, для меня это шокирующий момент. Правда, есть и негативные отзывы: «Это чернуха, это все неправильно, в «Тихом шорохе…» сюжет не складывается».

У нас есть проблема абсолютного недоверия к молодым. Мне говорят: «Что ты в свои двадцать пять лет пьесу написал о сорокалетних? Да ты, братец, поживи еще годков пятнадцать, а потом приходи». От пары режиссеров я слышал фразу: «Кто тебе это надиктовал? Ты не мог в двадцать пять лет написать «Любовь людей».

У нас мало театров, где за сезон проходят несколько режиссеров разных (в плане работы с артистом и с текстом). Все в традиционной системе существуют. Когда появляется режиссер с другим методом, часть труппы становится на дыбы: «Станиславский так написал!» Но ведь есть и другие методы.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория, спектакль Чехов.Комедия. Чайка, Молодежный театр

Спектакль «Чехов. Комедия. Чайка», реж. Искандер Сакаев Белорусский государственный молодежный театр

Люблю работать последовательно

Изменился ли я, после того как пришел определенный успех? Не мне судить. Какая-то ответственность появилась, которую пытаюсь постоянно нарушать, стараясь сохранить покой и независимость. Ответственность перед людьми и перед фамилией своей. Я стал больше ездить и видеть, это открывает определенные двери.

Хотя, что скрывать, с 2013 года я ничего своего не написал – только какие-то вещи на заказ. Грустно, что так выходит, но мне надо, чтобы все вызрело. Готово одно, а на бумаге передать не могу. Я люблю работать последовательно, идти от начала до конца. У меня в голове придуман финал, но я не сажусь его прописывать, он, может, уже не будет работать, пока я до него дойду, а притягивать за уши ничего не хочу. Фабульная структура понятна, но слов важных я еще не нашел.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория, фото Егор Войнов

Без вы***ов

Знаю одно: если просто работать, все будет нормально. Прям без вы***ов, давайте просто работать! Меня папа этому научил, и где-то в подкорке отложилось. Я, например, не обращаю внимания на политику. Может, я какой-то идеалист или утопист. Мне кажется, если люди просто будут работать, а не обвинять кого-то в чем-то, всё на места станет.

Надо себя приучить к тому, чтобы не сидеть и не ныть, что все х***о. Плохо? Так иди дальше и ищи что-то свое, отдушину, которая сделает тебя стопроцентно счастливым человеком. Я играю в спектаклях, которые мне дико не нравятся, но я не имею морального права выходить на площадку в плохом настроении. Это моя профессия, я этому восемь лет учился. Вот выйду с кислой миной играть комедию – и что это будет?

Мы хотим все и сразу. Но это «все и сразу» надо еще и удержать. Как ты это сделаешь, если навыков нет? Дали тебе миллион долларов – ты через неделю пропьешь их и будешь ныть, что тебе дали ВСЕГО миллион.

Ценить время, деньги, жизнь, семью – это так просто не получится, ведь учатся все только на своих ошибках. Ну, вот завелся!

Идеальный театр

Это должна быть команда единомышленников. Хоть театр и называют заводом, это не должно быть так. Необходимо, чтобы люди понимали, что чем-то придется жертвовать. Мне Ваня Трус рассказывал, что спектакль «Матухна Кураж» они репетировали ночами. Я был очень воодушевлен и горд за наших артистов. Понимаю, что, может быть, сейчас я говорю как молодой пацан, у которого есть силы на такое, но жертва должна в театре существовать, ты ведь и эмоционально тратишься.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория, Войтек Урбаньски читка

Читка «Внешние побочные», реж. Войтек Урбаньски Международный театральный форум «ТЕАРТ-2013»

Этапное

Запомнилась первая постановка в театре Маяковского – это стало для меня серьезным переживанием. Работа с Войтеком Урбаньским на фестивале «Теарт-2013», когда мы делали читку «Внешних побочных», была для меня важной. Ведь мне приходилось выступать еще и артистом в своей пьесе, а я люблю дистанцироваться от этого. Режиссер мне говорит, что я что-то делаю не так, а у меня внутри сразу же: «Я же это написал, я не могу делать неправильно». Войтек разложит все по полочкам – и понимаю, что, действительно, не так, соглашаюсь. В данном случае же я артист, а если нет доверия к режиссеру, ничего не выйдет. Когда я ставлю точку в пьесе, моя работа закончена.

Мне с Искандером Сакаевым было интересно работать. Наверное, потому что у него неординарный взгляд на вещи и очень много энергии, которую он не задумываясь тратит. Ему не важно, перед ним артист, редактор по рекламе или реквизитор. Он со всеми на сто процентов выкладывается.

Как драматурга меня с полуслова понимает Никита Кобелев, с которым кроме «Любви людей» в театре Маяковского мы вместе сделали три пьесы на радио «Россия», с одной даже съездили на фестиваль в Берлин. Я ведь сижу дома, думаю: «Вот как я заковыристо написал! Никто не поймет». А Никита все считывает сходу.

Любая постановка – это подарок.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория, спектакль Любовь Людей

Спектакль «Любовь людей», реж. Никита Кобелев Театр им.Маяковского (Москва)

Фестиваль, где люди находят друг друга

«Любимовка» – огромный опыт общения. В 2011 году я впервые приехал на фестиваль, и меня Елена Ковальская взяла за руку, повела по «Театр.doc», знакомя со всеми. Говорила: «Вот это драматург Дима Богославский, а это – такой-то молодой режиссер. Познакомьтесь, обменяйтесь телефонами, общайтесь, списывайтесь, дружите – и все будет хорошо». Я подобного никогда нигде не видел, и это повторяется из года в год. «Любимовка» – место, где люди находят друг друга. Там очень много авторов и молодых, и состоявшихся, и между ними идет чистое общение.

70 лет не оскорблялись

Я православный, но институт церкви для меня сейчас в сторону отошел: не те метаморфозы с ним происходят, какие-то не очень правильные. Веру надо носить в себе. Сейчас все эти разговоры с «Тангейзером» для меня вообще уникальны. Я просто не понимаю, почему люди не разделяют понятия. Сейчас мы живем в одном государстве, а потом вдруг почему-то в другом. Написано: «светское государство», и все твои претензии по поводу Бога – твои личные претензии, а тут мы что-то все оскорбились. Почему же 70 лет не оскорблялись? Меня крестили в Минске, чтобы начальство папы не узнало. До 20 лет я вообще крестика не носил.

культпросвет, интервью, современная белорусская драматургия, драматург Дмитрий Богославский, ЦБД, IV Международная драматургическая лаборатория

Может быть, мне шумно

Я постоянно сомневаюсь. Наверное, из-за страха, но это хорошо, что инстинкт самосохранения присутствует. Это позволило дожить мне до своих двадцати девяти. Как сказал-то красиво! Так и оставь.

Я люблю пешком ходить, вот весна пришла – можно много ходить пешком.

Может быть, мне шумно. Хоть в моих пьесах и хватает сцен, где люди кричат, делают что-то громко, все-таки по атмосфере они все тихие. Я даже перестал удивляться, почему чаще выбирают камерные площадки для постановок. Значит, я тихий или тишину люблю.
Тишину люблю и спокойствие, еще и такое, когда можно не вставать весь понедельник с дивана – только ходить на кухню, набирать себе в тарелку еды и дальше лежать, смотреть какие-то дурные фильмы или передачи и ничего не делать.

Природа человека: добрая или злая?

Злая. Я люблю, всякие поговорки, присказки, народные мудрости. Там столько всего! Вот притча есть:
«– Загадай любое желание, и я его исполню, только у соседа твоего будет в два раза больше.
– Тогда выколи мне глаз!»
Это же не просто так придумано.

Читать также:
досье на драматургов Андрея ИвановаПавла РассолькоСергея Анцелевича, Виктора Красовского

Top