Меню

Новости

Corn Short Film Festival

Виктор Бойко: чего боятся организаторы фестиваля ужасов

28 октября в Минске начнется двухдневный Corn Short Film Festival — первый белорусский фестиваль короткометражного кино в жанре триллер. «Культпросвет» встретился с Виктором Бойко, директором CSFF, чтобы узнать, чего боятся организаторы фестиваля ужасов.

UNKN9033

Виктор Бойко

До недавних пор не было оснований говорить, что хоррор-культура хоть как-то развивается в Беларуси. Вышел первый жанровый веб-сериал на мове «Заклятыя скарбы» — окей. На белорусском фестивале KinoSmena запустили отдельную саспенс-секцию — допустим. И тут — внезапно — первый фест БЕЛОРУССКИХ триллеров, снятых не раньше 2016 года. Понимали, на что идете?

Проанализировав присланные работы, я решил, что следующие фестивали нужно делать международными: помимо русскоязычной, появится еще и зарубежная секция. К сожалению, Беларусь пока не готова каждый год показывать обновленную программу.

Скажу честно, у нас не так много хороших фильмов, которые вообще могли бы участвовать в фестивалях. А если мы еще больше сужаем критерии отбора — триллер, — нужно быть готовым к тому, что возможен недобор. Сейчас эта проблема актуальна, но, надеюсь, к указанным срокам мы выйдем на заявленное число в 12 фильмов.

Как вообще пришли к жанру триллера?

Когда обсуждали в команде, чем будем отличаться от других фестов, ориентировались на календарь кинособытий Беларуси, чтобы ни с кем не перекликаться. Так вышло, что период конца октября оказался свободным. Что у нас 30-31 октября? Хэллоуин — от этого и отталкивались. Правда, фестивальные выходные выпадают на 28 и 29 октября, но, мне кажется, это не беда.

Тем более с хоррор-темой в Беларуси не все так плохо. Далеко ходить не буду, расскажу про «Хронотоп» с Андреем Кудиненко. Это масштабный интенсив, нацеленный на создание мистики и сюрреализма, кино с элементами триллера. Сегодня очень сложно найти фильм, который можно было бы назвать чистым триллером. Смотрели «маму!»? Это, с одной стороны, триллер, но вовсе не буквально, жанр трансформируется.

Image result for мама аронофски

Кадр из фильма «мама!», Даррен Аронофски

На портале RussoRosso, где пишут «о мировой культуре в ужасе», заговорили о появлении такого понятия, как «пост-хоррор», имея в виду «направление, в котором движется часть современных фильмов, эксплуатирующих человеческие страхи», то есть ту самую трансформацию жанра, которую вы упоминаете. Какие хорроры будут у вас?

В нашей программе абсолютно все представленные ленты — скорее с элементами триллера и хоррора. Немного драматичного, немного комедийного. Лично для меня триллер — это всегда ожидание чего-то. Идеалом я бы назвал русскую картину «Маршрут построен», мне нравится такое кино.

Не только вам. Если заглянуть в афишу Минска, две трети фильмов сегодня определяются по тегам «триллер», «хоррор»: «Техасская резня бензопилой», «Оно», «мама!», «Уотергейт», «Гоголь», «Наемник», «Заложники», «Хранилище»…

Редко слежу за новинками кино, может, поэтому и не заметил, когда триллер стал главенствующим жанром. Но это приятная тенденция, хорроры мне ближе, чем какой-нибудь мамблкор.

UNKN9032

Сколько кругов ада нужно пройти, чтобы организовать свой фестиваль?

Я большой любитель белорусского кино, за пару последних лет посмотрел практически все фестивальные короткометражки Беларуси. Когда видел недочеты в плане организации, понимал, что сам сделал бы лучше (все так думают).

Мысли посещали около года назад, три месяца назад я решил: пора! Собрал команду из пяти человек — в одиночку или даже в паре фест не потянешь. Но если делаешь фестиваль с нуля, нужно быть готовым, что члены твоей команды могут отвлекаться и на личные проекты — и тогда весь намеченный план летит в тартарары.

К тому же любой фестиваль требует финансовых вложений. На голом энтузиазме, в принципе, тоже можно работать, но что из этого получится? Такой фестиваль, как мы наметили, на первых порах стоит полторы тысячи долларов.

Команду собрали, уставной капитал есть. Что дальше?

Как только подготовите презентацию проекта, срочно делайте коммерческие предложения, обращайтесь к спонсорам и партнерам. Поверьте, они в Беларуси есть.

К кому идти в первую очередь?

Изучите, кто поддерживает тематически смежные проекты, — и не ходите к ним. Среди ваших потенциальных спонсоров тоже не должно быть конкуренции: если вы обращаетесь к «Радио-Минск» и к радио «Сталіца» одновременно, то поступаете нелогично, потому что у них схожий формат вещания.

У кого сегодня есть деньги? У мобильных операторов и банков, но к ним можно стучаться, только если у вас действительно стоящее предложение. Если все идут к velcom, идите к МТС или life. Предусмотрите, что если velcom проводит свой фестиваль (Smartfilm — прим. «Культпросвет») в своем кинотеатре, то он вряд ли заинтересуется вашей затеей.

Кстати, по какому принципу вы отбирали площадки для показов?

Когда фестиваль был только в мыслях, мы уже пытались очертить круг кинотеатров, где хотели бы показывать отобранные фильмы: «Мир», «Центральный», «Арт-кинотеатр» — мы не рассматривали вариант маленького зала.

В первую очередь ориентировались на «Арт-кинотеатр». Почему? Он стал как родной благодаря проекту «Сваё кіно», который каждый месяц проводил показы молодых белорусских фильмов.

И благодаря фестивалю Bulbamovie?

Верно.

Видимо, в этом году фестиваль проводиться не будет?

К сожалению. Вообще, я — за любой фестивальный движ в Беларуси, особенно если речь о кино. Больше фестов — больше фильмов — больше имен. Тогда у молодых режиссеров есть мотивация творить, участвовать и побеждать. Где количество, там и качество.

И все же вернемся к кругам ада.

Один из них — общественное мнение. Когда я имел отношение к киношколе, вполне резонно могла возникнуть неприятная двойственность: люди, которые у нас учатся, тоже хотят принимать участие в фестивале, — уже предвкушаю, как на нас бы посыпались обвинения в том, что продвигаем своих.

Но ведь не вы будете в составе жюри.

О нет, я не буду. Но мое имя наверняка промелькнет в титрах каких-то фильмов — я, в первую очередь, актер. Но радею об объективности и о том, чтобы на фестивале были представлены лучшие работы, а не ленты ученика того-то, друга того-то.

Фамилии некоторых членов жюри я уже готов назвать: режиссеры Митрий Семёнов-Алейников и Виктор Красовский, кинокритик Максим Жбанков, журналистка Ирена Котелович, представители от спонсоров и несколько сюрпризов. Мне важно мужское и женское видение триллеров, так что финальное решение будет максимально объективным.

С помощью каких платформ привлекали фильммейкеров? Как о вас узнать, например, иностранцу?

Чтобы к вам шли фильмы, нужно, конечно же, поработать с авторами. Я сделал мини-анонс, заказал таргетированную рекламу «Вконтакте», ориентируясь на тех, кто живет в Беларуси и кто указывал в своем профиле, что занимается режиссурой или операторским искусством. А затем заработало сарафанное радио.

Есть специальные платформы, на которые достаточно загрузить свой фильм с синопсисом — это и есть заявка на схожие по тематике фестивали. Назову самые известные ресурсы: вот, вот и российская — вот.

Как будете награждать победителей?

Мы работали в ураганном темпе, не понимали, какой у нас призовой фонд (и до сих пор не до конца в курсе). Но вообще, мне кажется, это важный стимул для авторов, они должны знать, за что борются. С другой стороны, если ты режиссер, то, господи, подавайся вообще всюду, ничего не теряешь же.

Сколько будет стоить билет в кинотеатр? Насколько актуально уже на первом фестивале выставлять прайс за вход?

Я всегда говорю и не перестаю повторять, что за белорусские фильмы нужно платить деньги. Если мы устраиваем бесплатные показы, то тем самым обесцениваем наши фильмы. К ним никогда не будут относиться серьезно. Кинотеатры сразу предложили нам фиксированную цену в 6 рублей — то есть две чашки кофе, — и мы приняли.

Что у вас в программе помимо кино?

Фестиваль будет проходить в два дня. 28 октября пройдет серия образовательных воркшопов, выступят три-четыре спикера, которые связаны с киноиндустрией. Вход условно свободный — по билету на показы 29 октября.

Не могу не спросить: Corn Fest — почему такое шуршащее название? Ассоциируется с «попкорновостью» современного арт-мейнстрима.

Правда? Для меня кукуруза — одно из важных слагаемых триллера. Поля кукурузы часто встречаются в зарубежных хоррорах. Вот я и провел параллели.

Кстати, мы не снимали тизер специально под фестиваль. Это фрагмент из клипа белорусской группы Beyond the Darkness.

И последний вопрос: чего, на ваш взгляд, боятся белорусы?

Они боятся настоящего белорусского бульба-хоррора, потому что не верят в него или просто к нему не готовы. (Улыбается). Посмотрим, как пройдет показ ужастика «Упыри»!

Top