Декабрь не просто первый месяц зимы, но и период обострения праздничной лихорадки со спринтерскими забегами по магазинам и подготовкой к корпоративам. Многие театральные коллективы стараются влиться в струю и к новогодним праздникам готовят специальные программы, насыщают репертуар легкими и непретенциозными постановками, отдавая предпочтения комедиям, а городские афиши пестрят названиями разнообразных спектаклей и представлений для детей. В общем, те, кто жаждет праздника и чудес, без них не останутся. А для тех, кто ищет в театре что-то большее, чем просто интересную (или не очень) историю и хорошее настроение, мы подготовили свой список спектаклей без сантиментов, дешевых шуток и фальшивых хеппи-эндов.
За нескучной классикой
Если в школе вы не читали «Новую землю» Якуба Колоса или читали и теперь у вас стойкая аллергия на творчество классика, то вам обязательно нужно ехать в Брест, чтобы посмотреть одноименный спектакль Александра Янушкевича.
Вместе со сценографкой Татьяной Нерсисян, композитором Александром Литвиновским и актерами Брестского театра кукол Янушкевич создал из поэмы Коласа спектакль, который заставляет немного иначе посмотреть на хрестоматийное произведение. Пафос его снижен до возможных пределов, естественный трагизм и юмор поданы легко и без натуги, а волколаки и прочие мифологические персонажи иногда превращают «Новую землю» в подобие хоррора, леденящего кровь.
Постановка Янушкевича — это не этнографическая открытка или рассказ о несчастной доле белорусского крестьянина, забитого и забытого богом и властью, а спектакль, представляющий богатство в первую очередь духовной культуры белорусов, почти энциклопедия верований и представлений наших прадедов, в которой место нашлось и ожившим иконам, и персонифицированным порам года, и русалкам. Текст Колоса в «Новой земле» неизбежно и значительно сокращен, но за счет совмещения некоторых сцен, насыщенности выразительными визуальными образами, его смысловое богатство не утрачивается, а раскрывается новыми гранями. Одним словом, это современный и нетривиальный взгляд на классику, который заставит вас еще раз посмотреть спектакль и перечитать (или прочитать наконец-то) поэму Якуба Коласа.
Когда: 1 декабря, 18:00
Где: Брестский театр кукол
Для кого: для людей без стереотипов
Билеты: 3,5 – 5 BYN
За современностью
Спектакль «Опиум» — нечастый пример успешного независимого театрального проекта, который не развлекает зрителей, а, наоборот, сталкивает лицом к лицу с окружающей действительностью. Пьеса Виталия Королева о безрадостной жизни в Рогачеве семьи, состоящей из матери и двоих взрослых сыновей, на первый взгляд может показаться бытовой зарисовкой. Но стоит присмотреться — и окажется, что все не так просто. В спектакле, поставленном Александром Марченко, за экономическими и политическими реалиями, в подробностях описанными драматургом, читается история о борьбе с обстоятельствами и их влиянии на людей, выборе, который человек, связанный ими, может сделать, силе случайности. Поэтому пусть страсти вокруг повышения тарифов на коммунальные платежи, декрета о тунеядцах и войне в Украине уже немного поутихли, «Опиум» актуальности не теряет. Кроме того, за те несколько лет, что прошли с момента написания пьесы, изменилось немногое, и вопросы, затронутые в спектакле, все так же откликаются в зрителях.
Когда: 11 декабря, 19:00
Где: Пространство ок16 (ул. Октябрьская, 16)
Для кого: для тех, кто не боится взглянуть правде в лицо
Билеты: 15 BYN
За катарсисом
Выбирайтесь из своей квартиры-ячейки в бетонном блоке и отправляйтесь в театр, чтобы посмотреть на жизнь (возможно, даже свою) со стороны, почувствовать себя немного вуайеристом и, в конце концов, испытать катарсис.
Такой же бетонный блок со множеством окон и дверей, за которыми (не) любят, мучаются от одиночества, ищут и (не) находят любовь и тепло, выстроила на сцене РТБД Татьяна Нерсисян для спектакля Евгения Корняга «Бетон». Новая постановка Корняга — одновременно и осмысление мифа об Орфее и Эвридике, и рефлексия режиссера-хореографа над проблемами любви и одиночества в современном обществе. «Визуальная поэзия», написанная теплыми живыми телами актеров по холоду мертвого бетона, жестока, чувственна и прекрасна. Безликие, сплетенные в единую массу тела, соблазняющие прелестями секса и обустроенного быта женщины, любовная лихорадка-карусель, в которой стремительно меняются партнеры, — красноречивые образы, соседствующие и контрастирующие со сдержанным трагизмом потери настоящей любви и себя, обретенного в ней. Если вам знаком миф об «Орфее и Эвридике», то вы, безусловно, оцените работу постановщиков с античным сюжетом, если нет — у вас, возможно, будет немного больше свободы восприятия. В любом случае, за билетами стоит поторопиться: «Бетон», говорят, теперь на вес золота.
Когда: 5 декабря, 19:00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для тех, кто (не) верит в любовь
Билеты: 13 BYN
За cмыслом
Культ «успешного человека» сегодня заменяет собой очень многое. Понятие успеха, прежде всего, подразумевает статусное положение, успех в профессии. А вот на что способен человек, чтобы добиться этого статуса, как далеко готов пойти, чтобы достичь своей цели? Где сегодня проходят границы приватности, границы между целеустремленностью и потерей достоинства? В пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма», написанной в начале ХХI века, затрагиваются эти и многие другие вопросы, актуальные для современного общества, например, эмпатии и трансфобии. Неудивительно, что именно сейчас белорусские театры обратились к этому материалу.
Летом премьера спектакля «Метод» в постановке молодого режиссера Виталия Кравченко состоялась в Гомельском молодежном театре, а недавно эту же пьесу он поставил на сцене минского «Альфа-театра». Обе постановки успели получить положительные отзывы критиков и зрителей, касающиеся как режиссуры, так и актерских работ. Сама же история Гальсерана кажется предельно простой и узнаваемой: вакансия-мечта в престижной фирме, четыре претендента и стресс-собеседование, во время которого герои раскрывают свои лучшие/худшие (нужное подчеркнуть) качества и которое заканчивается совершенно неожиданно. Заинтригованы? Тогда вам за билетами.
Когда: 11 декабря, 19:00
Где: Концертный зал «Минск» (малая сцена)
Для кого: для амбициозных личностей
Билеты: 11 – 25 BYN
За неожиданностями
Уверены, что их в новой постановке «Белоснежка» Белорусского государственного театра кукол, над которой работает Игорь Казаков, будет предостаточно.
Во-первых, в спектаклях для детей режиссер всегда использует богатейший арсенал выразительных средств, доступных сегодня театру, от музыки до компьютерных технологий. К тому же над визуальной составляющей «Белоснежки» работает Татьяна Нерсисян, а ее изобретательности и фантазии не перестают удивляться ни критики, ни зрители. Во-вторых, постановки Казакова, несмотря на их «детскость», всегда интересно смотреть и взрослым, потому что никаких упрощений и примитивизации смыслов в них нет. Взять хотя бы «Рождественскую историю», поставленную режиссером в прошлом году. И, в конце концов, «Белоснежку» Казаков ставит уже не в первый раз, поэтому в материал погружен полностью и определенно знает, о чем хочет поговорить со зрителями. Его постановки «сказки в стиле поп» «Белоснежка и гномы» с успехом идут на сценах театров кукол Могилева и Гродно, и уже по этим работам можно судить, что ожидает минчан, хотя спектакль в Белорусском театре кукол, как обещают, не будет простым переносом. Так что советуем не пропустить премьеру и смело приходить в театр кукол, даже если вы далеко не ребенок.
Когда: 23, 24, 28, 29 декабря, 11:00 и 14:00
Где: Белорусский государственный театр кукол
Для кого: для всех не слишком серьезных людей
Билеты: 8-10 BYN (в стоимость билета входит новогоднее представление перед спектаклем)
За высоким искусством
Традиционно в середине декабря Большой театр Беларуси пригласит всех поклонников оперного искусства на Минский Рождественский оперный форум, где покажут последние премьеры сезона с приглашенными исполнителями, гостевой спектакль и Гала-концерт звезд мировой оперы.
Несмотря на то что на сцене все та же неизменная классика, в этот раз программу форума можно назвать даже разнообразной. Все четыре постановки, которые представят зрителям, принадлежат к разным оперным стилям и являются работами разных режиссеров, что позволит оценить особенности подходов каждого к классическим произведениям.
Откроется форум «Волшебной флейтой» в постановке Ханса Йохима Фрая — одной из самых технологичных постановок театра на сегодняшний день. Отдавая дань современной массовой культуре, режиссер поставил зингшпиль Моцарта в стилистике, отсылающей одновременно к «Властелину колец» и «Игре престолов», так что вместо масонских знаков в этой «Волшебной флейте» можно будет искать Железный трон. Путешествие во времени пережили еще два спектакля Большого, которые представят в рамках форума, «Сельская честь» Масканьи в постановке Михаила Панджавидзе, где крестьяне превратились в мафиози начала ХХ века, и «Травиата» Верди, в которой по воле режиссера Андрейса Жагарса Виолетта, наша современница, умирает от онкологии.
Мы советуем обратить особое внимание на гостевой спектакль этого года — «Кармен» Оперы и филармонии Подлясской (Польша). «Кармен» поставлена Беатой Редо-Доббер, которая, кстати, выступила в постановке еще и в качестве сценографки и художницы по костюмам. Любопытно, будет ли ее взгляд на роковую цыганку отличаться от мужского или от интерпретации белорусских режиссерок. Знаем точно, что эта «Кармен» будет носить современные наряды, а еще в постановке Беаты Редо-Доббер обещают отсылки к феминизму и «детальный разбор феномена femme fatale». Ждем с нетерпением.
Когда: 15 – 22 декабря, 19:00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Для кого: для тех, кто жаждет светской жизни
Билеты: 4,5 – 210 BYN